Глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что в 2017 году в России должны появиться новые купюры: номиналом 200 и 2 000 рублей. Давайте разберемся, что означает подобное заявление и какие последствия это будет иметь для населения страны.
Прежде всего, посмотрим, как же сам Банк России аргументирует необходимость выпуска подобных купюр: по сообщениям СМИ, «новые банкноты будут выпущены на основании проведенного ведомством анализа покупок в России, значительная часть которых находится в диапазоне от 100 до 500 и от 1 000 до 5 000 рублей». В чем же проблема данного объяснения?
Давайте посмотрим на структуру купюр в обращении, благо она доступна на сайте ЦБ. Согласно этим данным, самые популярные банкноты у нас — это 1 000 рублей (32%) и 100 рублей (20%). Таким образом, на эти номиналы в России приходится чуть больше половины всех банкнот в обращении. Очевидно, это следствие того факта, что до недавнего времени основной объем операций приходился именно на такие суммы. Поэтому этих купюр и было выпущено больше всего.
Теперь же нам говорят, что спрос сместился в диапазон от 100 до 500 рублей, а также от 1 000 до 5 000 рублей. Это, в принципе, неудивительно: инфляция и обесценение рубля в два раза сыграли свою роль. Очевидно, что покупательская способность национальной валюты падает. Проблема заключается в том, что выпуск подобных купюр — де-факто признание со стороны ЦБ, что мы вступили в новую реальность и значительное укрепление рубля невозможно в среднесрочной перспективе.
Почему я делаю подобный вывод? Давайте представим, что ЦБ считает сложившуюся ситуацию временной и ожидает дальнейшего укрепления рубля. В таком случае, зачем выпускать новые купюры? Это довольно большие расходы для всей экономики: кроме прямых затрат на дизайн и производство купюр, возникает масса косвенных издержек, связанных с затратами на обновление банкоматов, платежных терминалов и т. д. Иными словами, выпуск нового номинала купюр — это не та операция, которую стали бы проводить без крайней на то необходимости. Если бы ЦБ ожидал изменения сложившейся ситуации, он не стал бы вводить новые купюры, а просто дождался бы укрепления рубля и нормализации спроса на привычные банкноты. Но Банк России, судя по всему, не видит причин для восстановления спроса на мелкие номиналы. И выпуск более крупных номиналов взамен самых распространенных банкнот фактически является признанием этого факта со стороны ЦБ.
При этом нужно отметить изящество, с которым регулятор подошел к решению проблемы. Он не стал выпускать новую купюру в 10 000 рублей — потому что в таком случае происходящее было бы всем очевидно. Нет, он пошел более хитрым путем, увеличив номинал не самой крупной купюры, но самых распространенных. Но подумайте: а есть ли тут какая-то принципиальная разница? Почему 10 000 рублей вместо 5 000 рублей — это плохо, а 200 и 2 000 вместо 100 и 1 000 — это нормально? Разницы тут нет никакой: у вас растет количество купюр с крупным номиналом и сокращается — с более мелким.
Главный вывод: не стоит ожидать значительного укрепления рубля, ведь даже сам Банк России, судя по всему, его не ждет. Так что спешу расстроить тех россиян, кто, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, ждет падения курса доллара до 49 рублей уже через год, — этого не будет.
regnum.ru/news/economy/2059424.html
либо она просто болтает от фонаря ситуативно.
за три года…
Александр, это как критиковать свинью в том что она не понимает что ее на мясо выращивают.
До Россиян ничего и не должно доходить и много сил госудрственного аппарата тратится именно на это.
Кому затраты, а кому и прибыток!