Тема актуальная, поэтому тоже
дам несколько советов соискателям
Скажу сразу, это как отношения с женщинами. Очень много общего. И данную аллегорию я буду использовать часто. :)
1. Уверенность, причем внутренняя уверенность, что в вас нуждаются не меньше чем вы в компании. Отчаяние, страх — все это чувствуется подсознательно. Как обрести эту уверенность — есть несколько вариантов. Самый простой — это наличие существующей работы, откуда вас не увольняют. Вы ничего не теряете на собеседовании! Вы пришли проверить рынок, посмотреть. Похожее ощущение дают альтернативные офферы. Основной драйвер уверенности — ваше чувство собственной компетенции. Когда я приходил 10 лет назад на аналитика, имея
два сданных уровня CFA, и меня спрашивали, могу ли я пройти тест сделанный по 1му уровню — я улыбался, и понимал, что заведомо превышаю то, что нужно компании.
2. Подготовка. Вам нужно постараться выяснить, что хочет компания. Какие ключевые компетенции от вас ждут. Вообще, подготовка — это очень важно. Проявляя знания о менеджменте, собственнике, чем занимается компания, какие-то ключевые проекты — вы производите хорошее впечатление. Худшее, что можно сделать — это быть человеком, который пришел просто потому что ходит по разным квази-подходящим вакансиям. Работодатель — это как женщина. Вам нужно показать, что вы именно ее хотите, и полунамеками объяснить почему.
3. Не теряться на каверзных вопросах. Это тоже требует подготовки. Вопросов не так много. «сколько вы получаете на текущем месте»., «почему вы уходите», «есть ли у вас предложения», «на какую минимальную з/п вы бы согласились»? И еще несколько подобных.
Тут надо не теряться, не мычать, не смотреть в пол итд. Ответы должны быть прямые, по возможности честные. Ухожу, потому что политика компании поменялась и теперь текущие проекты, которые я делаю, не приведут меня к амбициозным целям, которые я ставил, начиная эту работу. Или «Я планирую переезжать, и тратить в день по 3 часа на дорогу не могу, так что ищу работу в этом районе.» Или «Я вижу здесь больше возможностей и хочу ставить более высокие планки.» итп.
Продумайте все подколы, погуглите, это все есть в сети
4. Никогда не ругайте предыдущего работодателя. И не льстите чрезмерно будущему. В первом случае — это обнажает в вас козла, который также будет поносить компанию из которой уйдете. При лести — это очевидно, что вы подлизываетесь. А вам нужно лишь
переспать место. Как я говорил — гораздо более тонкая лесть — это ваше знание работодателя.
5. Бабки. А вот это самое интересное.
Совет номер раз: никогда не говорите о бабле первым. НИКОГДА. Очевидно, что вы идете работать не бесплатно. Вас спросят о деньгах, не волнуйтесь. Не спрашивая самому — вы поднимаетесь в глазах.
Совет номер два — не называйте цифру первый. Это игра. Первый оффер всегда отторговывается. Об этом попозже. Так что
— сколько вы хотите получать?
— я считаю, что оплата моего труда должна быть на уровне. А на каких условиях вы ищете кандидата?
вот ваша линия поведения. Если вас не приперли — не называйте цифру первым!
Третье. Подготовка. Вы должны понимать диапазон специалистов вашего уровня. Если вы не кассир в ашане за 37 тыс+отпуск 40 дней, где торговля бессмысленна, то узнайте диапазон. Как правило, диапазон это центр +-20%. То есть если центр 180 тыс. то +-36тыс — это то, где лежат спецы вашего уровня. грубо 150-210. Итак, если вас припирают, то объявляйте цифру на топе диапазона. Спокойно. Вы столько стОите. Это очень хорошо видно, когда чел готов на 130, но ловит шару говоря 200.
А вот если вы смогли вынудить интервьювера первым сказать цифру, то тут легче. Имейте ввиду, о вас мало знают. Какой вы спец они узнают только поработав с вами. Так что в голове у человека напротив есть бюджет, который он может потратить, если вы ему понравились. И его задача — купить вас по минимуму. Поэтому если вам назвали цифру — значит вас уже хотят. Иначе просто предложат встретиться после того как «руководство посмотрит других кандидатов».
Так вот. Допустим вы получили цифру 190. Неплохо. Но знайте, это вероятно дно диапазона интервьювера. Он вычисляется как 190+20% = 230. То есть 230 это то, на что можно уторговать. Но как это сделать? Создайте диапазон вокруг. Скорчите немного расстроенную рожу и скажите «Понятно. Вообще, я ожидал, что компенсация будет в районе 210-250.» Уверяю, с большой вероятностью вы получите 210-230.
Еще одно про бабки. У вас в голове должно быть три цифры. Первая — эта та, после которой вы выйдете из здания и заорете «вау, да да да!». В нашем примере это ок 230. Вторая — это цифра, которую вы считаете справедливой. Если вы понимаете, что стоите как рынок, то это 180. И последняя — это ваше дно, ниже которого вы не опуститесь ни при каких сценариях. Работодатель не должен знать этой цифры НИКОГДА. Это только для вас. И когда вас спрашивают о минимальной з/п, не называйте. Ответ «я готов получать адекватные деньги за работу специалиста моего уровня» вполне нормальный. В крайнем случае — минимум — это ваша вторая цифра.
Правило номер… хз какое. Следующее. Никогда не соглашайтесь на оффер, даже если вам дали 300 в примере выше. Попросите 24 часа. Это ничего не поменяет, кроме повышения вашей ценности в глазах работодателя.
Еще одно. Обсуждайте все non monetary и условия. Во первых — не получите сюрприза, вроде директорской должности в оупенспейсе. Во вторых — связь, проезд, ссуда под 2%, компенсация части отпуска, водитель, и пр — могут поменять ваше мнение о з/п.
Не подписывайте контракт не обсудив условия, особенно если они вам не нравятся. Фраза — «это наш типовой договор найма» ни о чем. Не нравится, что вас могут уволить без причин в течение 3х дней? меняйте документ.
Удачи и высоких зарплат! :)
A lot of people who make over $350,000 are about to get replaced by software
(Множество людей, которые зарабатывают свыше 350 тыс. долларов будет заменено пррограммным обеспечением)
www.businessinsider.com/high-salary-jobs-will-be-automated-2016-3
По ссылке там же — уже через десять лет мировой гигант Goldman будет представлять из себя небольшое предприятие из высшего менеджмента, программного обеспечения и обслуживающих его техников.