На мой взгляд, МТС за 4 квартал 2015 года представили несколько неоднозначную отчетность. С одной стороны, удивили достаточно сильные финансовые квартальные результаты группы в целом и ее российского сегмента — в частности. Так, совокупная выручка группы за квартал выросла на 5,7% г/г до 113,3 млрд руб. При этом, выручка российского сегмента прибавила 4,6% г/г до 102,5 млрд руб., что заметно выше, чем у российских сегментов ранее отчитавшихся конкурентов по «большой тройке». Напомню, что у «МегаФона» в РФ выручка за аналогичный период сократилась на 0,5% г/г, а у российской дочки VimpelCom — и вовсе снизилась на 3% г/г.
Впрочем, причиной опережающего роста выручки МТС стало более чем 50% увеличение продаж оборудования и аксессуаров в монобрендовой рознице, которые конкуренты активно сокращали в погоне за рентабельностью. Ключевой же причиной ускорения экспансии МТС на рынок ритейла, стал уход компании из розницы «Связного» (и приход туда «МегаФона» и «ВымпелКома») после недавней смены владельцев ритейлера. «Связной» в последнее время стабильно продавал в год около 10 млн сравнительно качественных контрактов. Поскольку МТС отказалась от этого канала продаж, им пришлось активно наращивать продажи оборудования через собственную розницу для привлечения новых абонентов, чтобы компенсировать свой стандартный отток. При этом, несмотря на активное развитие, по всей видимости убыточной, собственной розницы МТС показали лишь умеренное снижение рентабельности на уровне OIBDA в 4 квартале 2015 года на 2,1 п.п. г/г до 40,1%. Для сравнения: у «МегаФона» с учетом резко возросших маркетинговых расходов в 4 квартале, основная часть которых, по всей видимости, пришлась на комиссии дилерам маржа OIBDA в 4 квартале просела на 6 п.п. г/г до 36,6%. Причины сильных относительно конкурентов финансовых показателей МТС, тем более с учетом потери важного канала продаж — не очевидны. Возможно, это следствие активных расходов на развитие бренда в последние годы и номинально заметно более высокий размер CAPEX относительно ключевых конкурентов по «тройке».
Впрочем, операционные показатели МТС все-таки стабильно ухудшаются с момента расторжения сотрудничества между ритейлером «Связной» и оператором летом 2015 года. Так, последние два квартала наблюдается значительный и устойчивый рост показателя квартального оттока (churn rate) в РФ, который с конца 2 квартала прибавил 1,7 п.п. до 10,8%. Это уже отразилось на темпах роста мобильной абонентской базы в РФ, которая за 4 квартал прибавила 3,6% г/г или 0,7% кв/кв до 77,3 млн. Для сравнения: у «МегаФона» за 4 квартал в РФ число абонентов мобильной связи выросло на 7,2% г/г или 1,2% кв/кв до 74,8 млн, а у «ВымпелКома» рост за 4 квартал составил 4% г/г или 1,4% к/к до 59,8 млн. Более того, стали заметны процессы ухудшения качества абонентской базы МТС с точки потребления дополнительных услуг. Например, за 4 квартал выручка от передачи мобильных данных сократилась на 5,2% кв/кв. У того же «МегаФона» спад составил 3,1% кв/кв.
Менеджмент МТС прогнозирует рост выручки группы в 2016 году более чем на 4% г/г, что выглядит реалистичным на фоне активного развития розницы в РФ. При этом, прогноз динамики OIBDA группы в пределах от -2% до +1% выглядит немного завышенным из-за быстрого ухудшения операционных показателей и сложной макроэкономической конъюнктуры. Скорее всего, снижение рентабельности OIBDA будет более заметным, что негативно повлияет на свободный денежный поток и, как следствие, дивидендные выплаты.