ЕЦБ принял решение по снижению процентной ставки до нулевого уровня и увеличения программы QE на 20 млрд евро (до 80 млрд). Данные действия со стороны европейского регулятора вполне ожидаемые и прогнозируемые, но многие участники рынка задают себе вопрос: «А что дальше?» После использования данных инструментов денежно-кредитной политики у Марио Драги может не остаться других рычагов влияния. Можно даже считать, что это его последний «козырь».
Основное нововведение со стороны ЕЦБ на прошлом заседании касалось включения в программу QE корпоративных облигаций не банковских организаций. По сути, европейский регулятор выделяет дополнительные 20 млрд евро для приобретения данного типа ценных бумаг, которые могут направить финансовые потоки ЕЦБ в сторону реального сектора. Единственный риск, который заключается в таком инструменте – это возможность американских компаний начать выпускать евробонды, которые могут попасть под данную программу QE. Но решение данной проблемы вероятно в случае внесения пункта по отбору компаний, которые должны иметь в основном материнский капитал Евросоюза, а не США или оффшорных зон.
Какие дальнейшие перспективы?
Кроме того, ЕЦБ понимает, что достижение целевого уровня инфляции в 2% находится не в ближайшей перспективе. Основная причина таких неутешительных прогнозов в основном заключается в низких ценах на рынке нефти. Дополнительный страх у Марио Драги вызывает введение отрицательных процентных ставок.
Например, если взять политику Швейцарского национального банка или Банка Японии, мы обнаружим, что введение отрицательных процентных ставок не приносит желаемого результата по росту темпов индекса потребительских цен. Кроме того, введение отрицательных процентных ставок может вызывать снижение уровня кредитования и уменьшить банковскую маржу, которая в Европе находится все еще на высоком уровне. Процентная ставка на уровне 0% – последний шаг ЕЦБ к данному этапу.
Наибольший вред для экономики Евросоюза возможен в виде «валютных войн». Дело в том, что курс единой европейской валюты в последнее время не демонстрирует снижение из-за падения спроса на рисковые активы. Евро – это валюта фондирования, которая имеет обратную корреляцию по отношению к биржевым индексам Евросоюза. Помимо этого, речь Марио Драги дала понять участникам финансовых рынков, что в следующие разы ЕЦБ вряд ли будет продолжать смягчать денежно-кредитную политику.
В таком случае есть полные основания полагать, что правило «покупай на слухах – продавай на фактах» не будет более оказывать давление на курс единой европейской валюты. Многие европейские и американские банки уже дают прогнозы роста EUR/USD до отметки 1,15-1,17 до конца текущего года. Но такой спрос на евро вполне возможен в связи с ростом кредитования на территории Евросоюза, а не с денежно-кредитной политикой ЕЦБ. В случае роста последнего показателя есть надежды увидеть восстановление рынка труда, который повлечет за собой рост личных доходов и расходов. Последние станут окончательным фактором для восстановления важных макроэкономических показателей – инфляции и ВВП.
В данный момент, учитывая сложность ситуации и неопределенность рынка по поводу курса евро, стоит занимать нейтральную позицию, которая включает в себя продажу на «вершинах» и покупки на минимумах. Кроме того, биржевые индексы Европы такие, как DAX30 или CAC40, могут продемонстрировать восстановление на фоне падения биржевых индексов Великобритании и Японии.
Лебедь Дмитрий
Что дальше?
Да мировая война дальше…