Уже много раз поднимался вопрос по компаниям, где основным акционер является государство. Все знают, что такие компании действуют не очень эффективно. В управлении такими компаниями многие вещи происходят очень странно. Это объясняют взятками, дружбой с начальниками, тупостью должностных лиц, «золотыми парашютами» руководителей и т.п. Вопрос с «непонятным» управление много раз поднимался на разных информационных площадках.
В качестве «эталона» неэффективного управления часто используется «Газпром». К «неэффективным» расходам компании «Газпром» можно отнести рекламу компании на нашем телевидении. Как будто у наших потребителей есть выбор, чей газ использовать. Лозунг «Газпром – национальное достояние» уже, наверное, у всех в мозгах застрял. Реклама стоит дорого, а вот с точки зрения экономической эффективности реклама «Газпрома» на каналах в нашей стране – пустая трата денег. Это понимают все. Можно отыскать и другие огромные затраты предприятия, которые ни как не относятся к повышению эффективности работы компании. Это касается и других государственных предприятия. Многие не понимают такой странной политики компании и объясняют ее чем угодно, начиная от прямого воровства руководителей заканчивая постановкой разных диагнозов управляющим.
При рассмотрении данного аспекта в работе таких компаний стоит обязательно помнить о «социальной ответственности бизнеса» и других сторонах ведения дел. Реклама «Газпрома» это, в первую очередь, реклама самого государства. Многим гражданам надо чем-то гордиться в своей стране. «Газпром» — один из элементов гордости и силы нашего государства. Много информации есть в открытых источниках. Многие государственные и частные предприятия несут на себе социальную нагрузку, кто-то хочет вытеснить конкурента, кто-то занимает перспективную нишу и т.п. Стоит понимать «цели» реальных владельцев компании. Если частная компания финансирует какой-то проект, значит, есть какой-то интерес для нее в этом проекте и не всегда этот интерес виден с первого взгляда и с первого года проекта. С точки государственных компаний картина будет такой же. Просто у государства могут быть и не совсем экономические цели. И тут на первый план по оценке эффективности компании выходит «гражданская позиция» отдельного человека. Для кого-то содержание детского спортивной секции является глупостью и отмыванием денег для своих друзей, а для кого важной и нужной статьей затрат государства ради будущего. Причем эти затраты никогда не вернуться прямой прибылью на баланс предприятия. Перегибы и воровство есть на предприятиях любой форм собственности – не надо тут драматизировать.
Мы можем долго обсуждать тему «как правильно управлять предприятием в современном мире», но являясь мелкими акционерами, мы не сможем повлиять на политику компании. Торгуя акциями компании с государственным участием, надо просто учитывать, что в данном предприятии могут быть такие «нецелевые расходы». Возможно, когда-то все будет прописано в документах предприятий и единственной целью станет получение прибыли для акционера. Тогда будет легче и проще оценить экономическую эффективность предприятий с точки зрения покупки или продажи акций. В настоящее время эта ситуация не совсем прозрачная и это надо просто учитывать в своей торговле. Постарайтесь взглянуть на предприятие шире, чем написано в годовом отчете, и возможно Ваша торговля станет более спокойной и эффективной.
Реально независимый член СД — представитель миноритарных акционеров, это уже шажочек в развитии.
А там и гляди будет предложена разумная МУАК (модель управления акционерным капиталом)...
В США в конце 19 — начала 20 века тоже всё было не ладно с акционерными компаниями, но как-то развились, не нужно опускать руки.
… всегда завидовал таланту людей писать тонны текста ни о чем.
Выпьем за славу нашего рейха!