За четыре года, начиная с 2014 года, Россия потеряет около $600 млрд из-за падения цен на нефть и экономических санкций. К такому выводу пришли аналитики Экономической экспертной группы
За период 2014-2017 гг Россия потеряет около $600 млрд из-за комбинации двух шоков — финансовых санкций и падения цен на нефть, пишут «Ведомости» со ссылкой на оценку Евсея Гурвича и Ильи Прилепского из Экономической экспертной группы.
Согласно оценке экспертов, потери от финансовых санкций составят около $170 млрд, недополученные доходы от нефтегазового экспорта — около $400 млрд. Оценки потерь капитала от санкций рассчитаны исходя из цены нефти в $50 за баррель, экспортных доходов — с учетом санкций при такой же цене в сравнении со $100 за баррель, на которые ориентировалось правительство как на среднесрочный уровень еще полтора года назад, отмечают «Ведомости».
По подсчетам экспертов, сокращение валового притока капитала составит примерно в $280 млрд за 3,5 года, в том числе около $85 млрд — прямых инвестиций. При этом косвенное влияние санкций обусловливает три четверти этих потерь. Сокращение прямых иностранных инвестиций, снижение возможностей для займов, уменьшение притока капитала на рынок госдолга увеличивают непосредственный эффект санкций примерно втрое, утверждают эксперты.
Эксперты подчеркивают тот факт, что санкции влияют на приток капитала независимо от цены нефти, но при ее падении нефтяных котировок их эффект возрастает.
По оценкам экспертов при дорогой нефти нетто-потери капитала от санкций за 2014–2017 гг. составили бы примерно $160 млрд, или 1,9% ВВП, при низкой цене нефти несколько большие потери — около $170 млрд — в соотношении с ВВП увеличиваются наполовину до 2,8% ВВП.
Кроме того, согласно расчетам, санкции без падения нефтяных цен сократили бы инвестиции в основной капитал на 3,2% за 2014–2017 годы, спад нефтяных цен без санкций привел бы к сокращению инвестиций на 22,6%, а под влиянием двух шоков одновременно инвестиции будут ниже на 24%, утверждают эксперты. Розничный товарооборот при аналагичных расчетах сокращается на 2,4, 17 и 18%, а инфляция ускоряется на 3, 7 и 8% соответственно. На реальный курс рубля санкции практически не влияют (снижение на 0,5%), а вот падение цен на нефть и само по себье и в сочетании с санкциями ослабляет курс примерно на одну и ту же величину — около 27%. Почти нечувствительны к санкциям и реальные доходы бюджетной системы: спад нефтяных цен снижает их на 19%, санкции — еще на 1%.
По расчетам экспертов, накопленные потери роста экономики в результате такой синергии за четыре года составят 8,4%, или в среднем 2,1 процентного пункта в год.