Что трейдинг наш? Игра!
Философия есть, отчасти, теория познания непознаваемого,
отчасти — классификации неклассифицируемого. Так говорил Я.
Чем занимается трейдер? Трейдит… А зачем он это делает?
Каждому, кто сталкивается с трейдером, от работодателя, до членов семьи включительно, желательно понять, что следует ожидать от его торговых усилий. Да и самому трейдеру не вредно поглядеть на себя со стороны. Кажется, что специалист уже выработал свою теорию познания трейдинга, и держит её в потайном кармане. Ему скучно. Философия ему уже не нужна. И только Игрок пребывает в волнующем состоянии возбуждения. А, может, в каждом трейдере сидит кусочек от Игрока? Давайте поищем его.
Главный критерий – отношение к риску. Деятельность профессионала глубоко регламентирована. Правила, риск – менеджмент, отчетность, давление руководства, все это как жесткий корсет. Частник и Партнер давно затвердили свои способы контроля риска, формальные или интуитивные. Иначе им было бы не выжить. Имитатор фальсифицирует и серьезное отношение к риску. А Игрок безалаберно относится к риску. Когда мы читаем «внезапно биржа подняла ГО и меня…» мы понимаем, оправдывается Игрок. Или жулик? И такое может быть.
Второй критерий – разделение творческого и исполнительного начала. У алготрейдера торгует программа. Его творческие усилия сосредоточены в разработке систем. Управляющему индексным фондом регламент предписывает приводить позицию фонда к индексу. Там вообще акт творения сокрыт за семью морями! Игрок же сочетает в одном действии творчество и исполнение. Иначе обломается весь кайф.
Третий критерий – чувствительность к прогнозам и объяснением, почему цена пошла вправо. Или влево. Интерес к чужим позициям. Внимание к каждой примелькавшейся голове из бизнеспрограммы телеящика. Рассказы о мыслях и переживаниях при совершении сделок. Есть ли стопы на Марсе, не ли стопов на Марсе, это ведь так важно! Короче, глубоко личное отношение к трейдингу и всему, что ему сопутствует. Там, где мало адреналина, там мало и Игрока. И наоборот.
Торговля на рынке очень сильно масштабируемый вид деятельности. А в таких видах деятельности почти все сладкие вершки концентрируются у очень немногих, а несъедобные корешки достаются подавляющему большинству. Так нужно ли тратить массу усилий, чтобы перестать быть игроком, чтобы превратить игру в работу, и, с вероятностью близкой к 100%, потерпеть неудачу. Человека долгой воли с места не сдвинешь, пусть убивает игрока в себе. А всем остальным, кто обнаружит в себе Игрока, хочу сказать. Нет ничего в этом плохого. Человек должен играть! Рынок и доступнее, и дешевле, чем казино в Лас-Вегасе, если проявить капельку осмотрительности. Дайте игроку в себе порезвиться. Но только чуть-чуть, под гласным надзором полиции рассудка.