Kocty
Kocty личный блог
21 января 2016, 19:19

Азиатский финансовый кризис 1997 года

Начало большой статьи, в которой описаны механизмы и методы использованные различными странами, ввергнутыми в финансовый кризис 1997 года. Рекомендуется к ознакомлению всем, кому интересны причины, скорость развития и последствия кризиса смоделированного МВФ. Общие характерные черты катастрофы Азии 97года и текущего положения России:
— банки перекредитовывались на западе, занимаясь расшерением компаний, а не эффективностью (национальная валюта росла к доллару — соответвенно кредит постоянно уменьшался, ...);
— деньги получали зачастую неэффективные люди, которые были «ближе» к власти;
— договорённости между компаниями строились на трастах, семейных связях, «бамбуковой сети» и др (не на контрактах);
— валюта вкладывалась для выявления молниеносной прибыли, а не развития производств и предприятий..
— азиатский кризис 1997 года считается прородителем обвала России в 1998 году...

Asian_Financial_Crisis_EN-2009-05-05

Страны, наиболее сильно пострадавшие от азиатского финансового кризиса 1997

Азиатский финансовый кризис охватил бо́льшую часть Восточной Азии в июле 1997 году и вызвал опасения крупномаштабного экономического кризиса во всем мире.

Кризис начался в Таиланде (он известен как кризис Tom Yum Goong) с краха тайского бата, в результате правительство страны было вынуждено ввести «плавающий курс» из-за недостатка резервов в иностранной валюте, с помощью которой оно поддерживало фиксированный обменный курс. В этот период Таиланд накопил бремя внешней задолженности, которое сделало страну банкротом еще задолго до падения собственной валюты. С распространением кризиса, большинство стран Юго-Восточной Азии и Япония испытывали сильное падение национальных валют, девальвацию фондовых рынков и резкое повышение частного долга, сопровождаемое падением стоимости активов.

транами, наиболее пострадавшими от кризиса, являются Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Гонконг, Лаос, Малайзия и Филиппины. Бруней, Китай, Сингапур, Тайвань и Вьетнам были затронуты в меньшей степени, хотя и пострадали от потери спроса и уверенности во всем регионе.

В 1993-96 годах в четырёх крупных странах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии(далее в тексте ASEAN) отношение иностранного долга к ВВП возросло со 100% до 167%. Только в Южной Корее отношение долга сначала увеличилось с 13 до 21%, а затем повысилось до 40%, в то время как в северных индустриальных странах дела обстояли значительно лучше.

После того, как большинство стран Азии озвучили фискальную политику, Международный валютный фонд (далее в тексте МВФ) инициировал программу помощи в размере $40 миллиардов для стабилизации валют стран, особенно сильно пострадавших от кризиса: Южной Кореи, Таиланду и Индонезии. Однако усилия, направленные на столпы экономического кризиса не дали больших результатов. После дестабилизации внутренней ситуации в Индонезии, 21 мая 1998 года, после 30 лет пребывания у власти, президент Сухарто был вынужден уйти в отставку  в результате беспорядков, последовавших после резкого повышения цен, вызванных девальвации курса рупии. В 1998 году рост Филиппин рухнул практически до нуля.

Haji Muhammad Soeharto

Хаджи Мухаммед Сухарто, президент Индонезии 27 марта 1968 г. — 21 мая 1998 г.)

Последствия кризиса сказывались ещё достаточно долго и после 1998 года. Только Сингапур и Тайвань оказались относительно изолированы от экономического шока, однако, и они понесли серьезные потери, более или менее удар смягчился благодаря размеру стран и их географическому расположению. Только к 1999 году аналитики увидели признаки восстановления стран Азии. После азиатского финансового кризиса 1997 года, правительства стран региона тщательно работают над финансовой стабильностью и надзором за движением капитала. До 1999 года, Азия привлекала более половины общих инвестиций в развивающиеся страны. Правительствами стран Юго-Восточной Азии поддерживались высокие процентные ставки для привлечения иностранных инвесторов, ищущих высокой доходности. В результате, экономика региона получила большой приток денег и испытала резкий разбег цен на активы. В конце 1980-х и в начале 1993 года, региональные экономики Таиланда, Малайзии, Индонезии, Сингапура и Южной Кореи выделялись высокими темпами роста 8-12% ВВП — в последствии это достижение было отмечено, как «азиатское экономическое чудо».

Кредитные пузыри и фиксированный обменный курс валют

Рассматривают много причин катастрофы. Подпитываемая горячими деньгами (англ. hot money) экономика Таиланда превращалась в экономический пузырь требующий всё больше и больше вложений, в результате чего размер пузыря рос. Аналогичная ситуации сложилась в Малайзии и Индонезии, в которых ситуация дополнительно осложнялась так называемым «клановым капитализмом». Поток краткосрочных капиталов зачастую концентрировался для извлечения быстрой прибыли. Деньги шли на развитие неконтролируемым образом, и зачастую доставались неэффективным людям особо не подходившим на должность, но тем кто был ближе к власти.

В середине 1990-х Таиланд, Индонезия и Южная Корея имели большой частный дефицит текущего счета, а обслуживание фиксированного обменного курса способствовало внешним заимствованиям, это и стало причиной подверженности валютным рискам в финансовых и в корпоративных секторах.

В середине 1990-х экономическая обстановка начала изменяться: девальвация китайского юаня и японской йены из-за “Плаза соглашений” 1985 года, подъем американских процентных ставок, которые привели к сильному доллару США и острому снижению цен на полупроводники; оказали негативное влияние на экономический рост. Американская экономика, восстанавливалась от рецессии начала 1990-х и Федеральный резервный банк при Алане Гринспене для препятствования инфляции начал поднимать процентные ставки.

Alan Greenspan

Алан Гринспен, 13-й председатель совета управляющих Федеральной резервной системы

Для инвесторов, Соединенные Штаты стали более привлекательны, чем Юго-Восточная Азия с высокими процентными ставками на краткосрочные заимствования, что подняло покупательную способность доллара, а так как курс валют стран региона определялся отношением к доллару, то более высокий доллар заставил их собственный экспорт стать дорогим и неконкурентоспособным на мировых рынках, в то же время рост экспорта существенно замедлился ещё весной 1996 года, тем самым ухудшив положение.

Некоторые экономисты выдвигают причину замедления роста экспорта стран АSЕАН—  рост экспорта Китая, хотя некоторым экономистам эта причина не нравится, они утверждают,  что главной причиной кризиса стали чрезмерные спекуляции на рынке недвижимости. Китай начал эффективно конкурировать с другими азиатскими экспортерами ещё с 1990-ого года, после реализации ряда экспортно-ориентированных реформ. Эта причина подтверждается тем, что страны АSЕАН и Китай в начале 1990-х одновременно испытывали стремительный рост экспорта.

Многие экономисты считают, что азиатский кризис был создан не рыночной психологией или технологией, а политической. Доступный большой доле заёмщиков кредит, вызвал толчёк цен вверх на многие активы до неустойчивых уровней. В конце концов цены на активы начали падать и в результате отдельные лица и компании объявили дефолт по долговым обязательствам.

Паника среди кредиторов и изъятие кредитов

Паника среди кредиторов привела к большому выводу кредитов из кризисных стран, в результате чего кредитный кризис перерос в банкротства. Кроме того, иностранные инвесторы пытались забрать свои деньги и рынок обмена валют был дополнительно наводнен валютой стран кризиса, что дополнительно оказывало обесценивающие давление на курсы этих валют. Для предотвращения валютного краха, правительства стран, во-первых, подняли процентные ставки на чрезвычайно высокие уровни, в надежде остановить отток капитала путем привлечения кредитования по более привлекательным ставкам, во-вторых стали вмешиваться в валютный рынок, скупая излишки национальной валюты по фиксированному обменному курсу за счёт валютных резервов. Однако, ни одна из этих политических мер не может быть сохраняться долгое время.

Очень высокие процентные ставки, могут быть крайне разрушительным и для здоровой экономики, они сеют хаос и перспективы развития страны становятся достаточно туманны, не говоря уже про экономики находящиеся в хрупком состоянии, и это когда валютные резервы центральных банков обескровлены поддержкой курса национальной валюты. Когда стало ясно, что прилива капитала способного спасти страны, добиться  не получилось, власти перестали защищать фиксированный обменный курс и перешли к плавающему валютному курсу. В результате валютные обязательства, выраженные в отечественной валюте существенно выросли, а следствием этого стало большое количество банкротств и дальнейшее углубление кризиса.

Другие экономисты, в том числе Джозеф Стиглиц и Джеффри Сакс, предлагают не преувеличивать роль реального сектора экономики по сравнению с финансовым рынком. Быстрота, с которой кризис произошёл побуждает сравнивать его с классическим банковским кризисом — бег капитала. По совету МВФ, правительства стран кризиса осуществляли строгую денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику. Однако, Фредерик Мишкин указывает, что на финансовых рынках появилась асимметричная информация, которая побудила инвесторов поддаться «стадному чувству», что увеличиваются риски в реальном секторе экономики. Таким образом, изучение кризиса привлекает больше поведенческих экономистов, интересующихся рыночной психологией.

Bank Run происходит, когда в банковской системе с частичным резервированием (банки хранят небольшую долю своих активов наличными, в то время, как денежные средства переводят в другие активы, такие как государственные облигации, драгоценные металлы или камни) большое количество клиентов снимает наличные деньги с депозитных счетов, потому что считают, что финансовое учреждение может стать неплатежеспособным — такой феномен называется бегством капитала.

Другой возможной причиной внезапного шока может быть связано с деколонизацией и передачей Британского Гонконга с 1 июля 1997 года Китаю. В 1990-х, горячие деньги полетели в регион Юго-Восточной Азии в том числе через такие финансовые центры, такие как Гонконг. Инвесторы часто не знали реальных рисков соответствующих экономик, и как только кризис охватил регион, в сочетании с неопределенностью политического будущего Гонконга, некоторых инвесторы вывели все свои активы из Азии полностью, что ухудшило и без того тяжёлое финансовое положение.

Применение сетевого анализа объясняет взаимосвязь финансовых рынков и показывает значимость надёжности основных узлов. Любые внешние негативные воздействия на отдельные участки создают волновой эффект отражающийся по всей финансовой системе и экономике в целом.

Министры иностранных дел десяти стран АSЕАН считают, что имела место слаженная манипуляция валютой, целью которой было преднамеренная дестабилизация экономики стран. Бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад обвинил Джорджа Сороса в гибели экономики Малайзии и «массовым валютных спекуляциям». Сорос утверждает, что был покупателем малайзийских ринггитов во время их падения, а короткие позиции «SHORT», были открыты только в 1997 году.

На тридцатом совещании стран АSЕАН, состоявшемся в Субанг-Джая в Малайзии,министры иностранных дел приняли совместное заявление от 25 июля 1997 года выразив серьезную озабоченность и призвали в дальнейшем к активизации сотрудничества стран и обеспечению взаимных интересов. Кстати, в тот же день, большинство центральных банков стран пострадавших в кризис участвовали в EMEAP — дословно: эксклюзивной встрече стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в Шанхае, и у них не получилось оперативно достигнуть «новых соглашений о займах». Годом ранее 17 марта 1996 года, министры финансов этих же стран принимали участие в третьей встречеАТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество) в Киото, Япония, и  они были не в состоянии удвоить количество доступных кредитов в рамках «Генерального соглашения о займе» и «Механизма чрезвычайного финансирования».

Как таковой, ситуацию можно рассматривать как неспособность адекватно отслеживать потенциальный кризис и во-время предотвратить манипуляции с валютой. Эта гипотеза пользуется особой поддержкой среди экономистов, в противовес утверждению, что один инвестор может иметь достаточно влияния на рынке для успешной манипуляции котировками валют другой страны. Кроме того, маловероятна возможность организации и координирования массового исхода инвесторов из стран охваченных кризисом, только для того, что бы манипулировать курсом их валют.

Продолжение по ссылке:

Роль МВФ

0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн