Товарищ на днях поинтересовался: почему в 2000 году при цене на нефть 34—35 долларов за баррель доллар стоил всего 31 рубль? Столько же он стоил и в 2013 году, хотя нефть подорожала втрое, до 108 долларов. И почему сейчас при стоимости нефти на уровне 2000-го года ($37 за баррель) долларом торгуют по 71 рублю? Сам он считает, что страну в конце «лихих» девяностых вытянул малый и средний бизнес, который впоследствии практически задушили. В результате экономика оказалась намертво привязана к нефти и газу.
Действительно, активизация малого, среднего, а также крупного бизнеса на стыке девяностых-нулевых реально отразилась на экономической жизни страны. Этому поспособствовал целый ряд обстоятельств. Во-первых, ослабление государственного контроля над бизнесом (на фоне ослабления общей управляемости в стране). Во-вторых, резкий всплеск экономической активности населения, вызванный необходимостью выжить в новых условиях. Но основным фактором роста экономики в те годы стала девальвация рубля (за которую так активно ругали главу Центробанка Виктора Геращенко). Именно девальвация рубля обеспечила снижение запроса на импорт и повышение спроса на внутренний продукт, изменив ценовые пропорции в пользу обрабатывающей промышленности. Национальные производители получили возможность активно заниматься реальным импортозамещением (что интересно, без всяких санкций), в результате чего в короткое время был освоен выпуск целого ряда продуктов питания, многие из которых по качеству превосходили зарубежные аналоги. Кроме того, девальвация рубля значительно увеличила долю доходов, получаемых от экспорта. При этом многие экспортеры валюту, постоянно растущую в цене, активно инвестировали в закупку импортного оборудования, что способствовало еще большему увеличению объемов производимой продукции.
Интересный момент. Дополнительным фактором роста экономической активности в те годы стала, как ни парадоксально это звучит, невысокая цена на нефть — в девяностые цена на нефть марки Brent оставалась относительно стабильной на уровне около 18 долларов США за баррель. Именно поэтому при отсутствии возможности жить лишь за счет нефтедолларов экономика получила мощный стимул развития. Нефтяная зависимость России, по большому счету, возникла лишь в 2002 году, когда мировые цены на нефть стали практически непрерывно расти, достигнув к 2008 году рубежа в 100 долларов за баррель. И начиная с 2003 года рост экономики страны начал обеспечиваться единственным фактором — ростом мировых цен на энергоносители.
Запомните эти факторы роста реальной экономики: слабое регулирование государством экономических процессов в стране, грамотная политика Центробанка и… низкие цены на нефть на мировом рынке. Мы вернемся к ним чуть позже, когда попытаемся объяснить нынешнюю ситуацию на валютном рынке в России. А пока вспомним интервью Дмитрия Медведева на прошлой неделе, в котором он сообщил представителям СМИ следующее: «Плохо, что наша экономика в такой степени зависит от нефти. Но такова ее структура, и не мы ее формировали: она формировалась лет 60 последних». И поэтому, подытожил премьер, «за пять-десять лет положение кардинально не изменить». Практически то же самое, слово в слово, Медведев говорил и два года назад в интервью немецкой газете «Хандельсблатт». То есть сказанное не случайная оговорка, а реальное видение ситуации человеком, возглавляющим российское правительство.
Начнем с того, что практически в каждой фразе здесь встроена нестыковка. К примеру, шестидесятилетняя «нефтяная зависимость» — это миф. На самом деле СССР «сел на иглу» лишь в 1974 году, после того как 17 октября 1973 года король Саудовской Аравии перестал поставлять нефть на мировой рынок, а ряд арабских государств ввел нефтяное эмбарго на поставки нефти в страны, поддержавшие Израиль в ходе арабо-израильских войн. В итоге цена на нефть сразу взлетела с 3 до 15 долларов за баррель (в нынешних ценах это примерно 40—45 долларов) и с тех пор продолжала расти.
В итоге СССР практически перестал развивать реальный сектор экономики, бросив все силы на разведку и разработку новых месторождений нефти. Если к началу 70-х годов доходы от нефти составляли не более 10% всех поступлений в казну, то к 1984 году они выросли до 55%. Но при этом (очень важный момент!) страна сохранила реальный сектор экономики. Занятная статистика: в 1990 году в РСФСР объем ВВП составлял $ 3 трлн 353 млрд. При этом его структура по отраслям экономики выглядела следующим образом: промышленность — 50,8%, сельское хозяйство — 17,7%, сфера услуг — 31,5%. Для сравнения, ВВП России в 2013 году (в сопоставимых ценах) составил $ 3 трлн 436 млрд, то есть практически не изменился. Но при этом структура экономики претерпела кардинальные изменения. Доля промышленности в ВВП понизилась до 36% (в основном снижение произошло за счет высокотехнологичных производств), вклад сельского хозяйства упал до 4% (именно эта цифра, кстати, объясняет болезненность для страны продуктовых санкций). Зато за прошедшие 23 года стремительно вырос вклад в ВВП сферы услуг — 60%! Рост здесь произошел в основном за счет внедрения интернет-технологий, мобильной связи, а также роста банковских, юридических и нотариальных, рекламных, консалтинговых, маркетинговых, брокерских и прочих услуг. Итог печальный. По заключению Счетной палаты РФ, увеличение доходов бюджета в 2014 году произошло за счет роста нефтегазовых доходов почти на 1 триллион рублей при снижении других видов поступлений почти на 300 млрд руб.
На фоне этой статистики о «тяжелом социалистическом наследии» говорить не очень корректно, поскольку нынешнее правительство не только не попыталось избежать ошибок прошлого, но и значительно усугубило ситуацию, практически разрушив реальный сектор экономики. Кроме того, как мы уже отмечали, Россия в своей новейшей истории начала отожествлять экономику с нефтяной трубой лишь с 2003 года, всего 12 лет назад. Почему же Медведев продолжает говорить о 60 годах зависимости, а также невозможности изменить ситуацию в короткие сроки? Объяснение тут только одно: нынешнее руководство страны, вероятнее всего, ничего менять не собирается.
«Почему?» — вопрос основополагающий, поскольку ответ на него помогает понять, в каком направлении будет развиваться страна. Начнем с того, что нынешнему российскому руководству сильный и самостоятельный бизнес в стране не нужен. Это вовсе не парадокс. Дней десять назад Интернет буквально взорвали ролики с Московского экономического форума, в которых предприниматель Дмитрий Потапенко и директор совхоза имени Ленина Московской области Павел Грудинин буквально «на пальцах» объяснили, что главными врагами российской экономики являются российские чиновники, в итоге предложив нынешним членам правительства добровольно и в полном составе уйти в отставку. А теперь представьте, что таких Потапенко и Грудининых в стране тысячи. И каждый из них пытается защитить свой бизнес от «государственной опеки». Через какое-то время бизнесу станет тесно в нынешних рамках, и он станет требовать, к примеру, пересмотра налоговой политики. Дальше — больше. Бизнес в обязательном порядке начнет добиваться реформы судебной системы, демонтажа экономической вертикали, при которой налоговые поступления из регионов сначала поступают в Москву, чтобы потом те же регионы выпрашивали свою долю у центра, закармливая столицу многомиллионными взятками. Вот, в общем, и все: без экономической вертикали моментально рухнет и главное достижение нынешней власти — вертикаль властная. А отсюда всего один шаг до свободных выборов. А теперь вопрос: что для действующих чиновников более приемлемо — системный кризис, в котором, кстати, можно обвинить всяческих «пиндосов», или реформы, после которых их управленческие таланты окажутся абсолютно невостребованными?
Что же касается нынешнего доллара, стоящего более 70 рублей, то в его цену «забиты» и перекосы нашей экономики, из которой годами «вымывали» реальный сектор, и бездарная политика нынешнего руководства Центробанка, благодаря которой кризис стал намного глубже, а реальный сектор потерял даже иллюзорную надежду на дешевые и доступные кредиты. Недавно бывший президент Киргизии Аскар Акаев, выступая в МГУ, на математической модели доказал, что рецессия российской экономики является прямым следствием политики Центробанка. «Если бы ЦБ два года назад, вместо того чтобы сжимать, увеличил темпы роста денег, мы бы увидели рост. А регулятор, наоборот, снижает темпы роста денежной массы. И нет сомнений, что именно действия ЦБ привели к нынешней рецессии российской экономики. Нет никаких внешних причин».Одна из главных бед нынешней России — огромное количество непрофессионалов во власти. Единственное, что они могут, — поддерживать жизнеспособность вертикали и заниматься концессионной деятельностью, изыскивая все новые способы для изъятия у россиян «излишек» денег. За примерами далеко ходить не приходится. Это и новации с ожидаемой платой за содержание электрических сетей, и трехкратное увеличение тарифов для тех, кто не успел установить водяные счетчики, и плата за капремонт, и «Платон». Причем вероятность того, что практика концессионирования в ближайшее время будет продолжена, сомневаться не приходится — выпавшие нефтегазовые доходы чиновники постараются возместить за счет рядовых россиян.
Шутка.
осилил. Все по делу. Кратко:
«Почему же Медведев продолжает говорить о 60 годах зависимости(от нефти), а также невозможности изменить ситуацию в короткие сроки? Объяснение тут только одно: нынешнее руководство страны, вероятнее всего, ничего менять не собирается.
«Почему?» — вопрос основополагающий, поскольку ответ на него помогает понять, в каком направлении будет развиваться страна. Начнем с того, что нынешнему российскому руководству сильный и самостоятельный бизнес в стране не нужен.»
«Одна из главных бед нынешней России — огромное количество непрофессионалов во власти. Единственное, что они могут, — поддерживать жизнеспособность вертикали и заниматься концессионной деятельностью, изыскивая все новые способы для изъятия у россиян «излишек» денег.»
"… выпавшие нефтегазовые доходы чиновники постараются возместить за счет рядовых россиян."
А то там один друг меня спросил… такой баян баянистый)))не устали еще? даже нет желания вдаваться в подробности про то как изменились пенсии, расходы бюджета(взять бы тот же мат капитал)
если сами не понимаете, то смысла общаться с такими авторами особо нет, пользы ноль.если же понимаете, но постите, то смысла вас читать нет тем более.Конструктива нет, а значит и смысла тоже.Нытье и вопли уже надоели порядком.так что в ЧС.
будем и дальше фильтровать коротышек смарта по фактору интересности и полезности))
не путайте мух с котлетами.у меня претензий к власти и вопросов не мало. просто не такая хрень как тут постят.да и толку ныть что все украли.Даже если и украли толку от нытья? Какие предложения? Сместить Путина? И что? Все разом наладится? пенсии по 10000 баксов и налоги нулевые? да с фига ли)))просто устал от тролей и нытиков вот и пополняю коллекцию в ЧС.Кстати вот вопрос товарищам оппозиционерам.Все тут и про Платон поныть успели и про обмен валюты по новым правилам, и стоимость стульев у чинуш посчитали.А вот элементарный вопрос о том что с нового года будет очень интересно считаться налог на недвигу(причем не только квартирки, если бы только они полбеды) умолчали.А ведь части бизнеса он может быть не по силам.Кто то что то вякнул из «оппозиционеров»? Нет! только хрень обсуждают типа почему тогда доллар был столько а сейчас столько)да какая разница, толку от этого? ну был.ну стал.какие предложения то кроме нытья? или ума нет простой анализ провести по теме того же налога, проще ныть что усе пропало нас ограбили? Да вас еще не раз ограбят.Причем даже если Путина скините, тогда еще и похлеще могут начать грабить.Пример с Януковичем приводить? Плохой был? не спорю.Лучше то стало народу?
… поскоку в россии всегда воровали и воровать будут дальше… надо инвестклимат для воров изменить — не пугать их и ни в коем случае не ловить
шоб как в италии мафия ворует, а потом на ворованное строит… пускай даже трупы в фундамент закатывает — но ведь строит! инвестиции идут
Однако со всех сторон слышится -«Караул, помогите, кризис, зарплаты не растут и т.д.»-
на мой взгляд настоящий кризис был в предыдущие годы, когда производительность труда не росла, эффективность не повышалась, даже трудовая неделя не увеличивалась, а зарплаты росли, индексировались из года в год.И это стало нормой.Стало именно нормой, что в конце года ко мне подходит секретарша и спрашивает-«а на сколько у меня повысится зарплата в след.году?»-
И что самое интересное мой ответ, что -«ровно на столько, на сколько повысятся твои профессиональные качества и навыки»-он ей просто был не понятен!!!
И такое было много лет, абсолютно всюду. (Типа, как недвижимость, которая -всегда растёт) :-)))))
По-этому ещё раз, на мой взгляд, когда наши руководители говорят, что кризис пройден, дно пройдено и т.д. -это абсолютно верно.Жаль только, что они в это вкладывают совершенно иной смысл :-(
И вот в 2000-х их терпение вознаградилось по сравнению с лихими 90-ми.
Повысился уровень жизни и появилась уверенность что страна не распадется.
Ну а теперь и Крым НАШ.
Дорого стоит
«рубль упал с 6 до 24-х». Ха.
— а до этого рубль упал (бакс вырос) с 3-х(в СССР) до 6000 руб. за доллар! (при Ельцине)
Вы этого не застали?
А вообще действительно независимый частный мелкий и средний бизнес — это единственное, что может поднять нашу страну. Но до этого нам как до луны. Люди наши по большинству экономически безграмотны, безинициативны и считают бизнесменов практически своими врагами. Отсюда и такая власть, которую они поддерживают. Нам предстоит пройти еще длинный путь, главное, чтобы страна опять не закрылась от всего мира
рублевая М2 за 2015 год — 32000 млрд. руб
еще вопросы?
В 2001 г. рублевая денежная масса (в определении Всемирного Банка) была 2 138 млрд р., долларовая 7 547 млрд долл., т. е. долларов было в 3,5 раза больше рублей.
В 2014 г. рублевая денежная масса 43 000 млрд р., а долларовая — 15 600 млрд долл, соотношение стало 0.36 т. е. рублей теперь почти в 3 раза больше долларов
Т. е. рублевая денежная масса росла намного быстрее долларовой, при этом темпы роста реального ВВП РФ такими высокими не были (ден. масса выросла за 25 лет в 20 раз, а номинальный ВВП в рублях всего в 8)
Вот поэтому в 2001 г. курс был 31, а в 2015 он 70.
knoema.com/WBWDIGDF2015Oct/world-development-indicators-wdi-november-2015?accesskey=zrxortc
Карл ВСЁ время, а не в один день и всё — не было бы дурацких вопросов )
в 2000-ом я работал шлифовщиком на заводе поршневых колец зарплата была 1500-2000 рублей.сейчас можно устроиться на 6-8 тысяч можно и на 10 тыр подыскать работу но придётся работать 300 часов в месяц.стало больше бумажных денег отсюда инфляция валюты.
А недомонополизация самых жирных кусков. К примеру, много было нефтяных компаний с одной-двумя скважинами. Всех поглотили в нулевые. Вместе с закручиванием гаек в экономике. Все люфты выбрали, правила ужесточают. Чтобы мелочь разорить и закрыть возможности возрождаться ей вновь.
То есть тогда правящие просто «недополучали» с населения по неопытности. Теперь срезают всё подчистую. Научились с помощью учёных: экономистов, психологов, политологов и пр.
1) Из текущего курса надо вычесть «премию за геополитику». Главным образом потерю доступа к дешёвым валютным кредитам. И тогда будет около 55-60 р/$ — чисто «нефтяная» девальвация.
2) В цене валюты заложены ожидания рынка на ближайшее будущее. В начале 2000х – все ждали роста всего. Тогда уровень 35 $/b был многолетним максимумом, и этот уровень означал поступление всё новых денег в Россию. Сейчас это многолетний минимум. Денег получим меньше, чем хотели.
3) Его величество Бюджет, ради которого государству ничего не жалко, даже здравого смысла. Он наполовину зависит от валютных нефтегазовых доходов. И его надо стабилизировать. Доходы взять неоткуда, расходы порезать трудно. Значит, будут подгонять курс. (Расходы 2004 – 2,7 трлн руб, Расходы 2016 – 16,1 трлн руб.)
4) Ну и накопленная инфляция в рубле за это время более 170%. В долларе – менее 30%. Т.е. доллар за эти 10 лет обесценился намного меньше рубля.
А если еще проще: в начале 2000х в России начиналась Голландская болезнь. В 2015 году мы от неё избавились. И теперь страдаем из-за этого.