Рыночный спрос формируется на основе принятия решений множеством отдельных потребителей, что имеет большое значение для развития производства товаров.
Каждый потребитель, опираясь на свой доход, стремится приобрести различные товары в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя на рынке называется рациональным.
Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынке.
Теория потребления исходит из того, что в поведении потребителя отмечаются типичные общие черты:
— спрос потребителя зависит от уровня доходов;
— каждый потребитель стремится получить максимальную полезность;
— средний потребитель имеет систему предпочтений;
— на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие «сопряженных» товаров.
Следовательно, можно сформировать основные принципы рационального поведения потребителей на рынке:
1.Ограниченность дохода.
2.Рациональность.
3.Системность предпочтений.
4.Суверенность.
Предпочтение потребителей товаров очень трудно учитывать по причинам так называемых Эффектов потребительских взаимовлияний. Рассмотрим его виды:
«Эффект сноба» — покупки делаются, чтобы подчеркнуть свое социальное положение.
«Эффект Веблена» — покупки делаются подчеркнуть и демонстративно.
«Эффект предположительного качества» — товары одинакового качества продаются в разных магазинах по разным ценам.
«Эффект присоединения к большинству» — стремление быть «не хуже других».
«Нерациональный спрос» — покупки делаются только потому, что кто – то это купил.
«Спекулятивный спрос» — возникает в условиях дефицита товаров.
Успех или провал производителя зависит от суммарного поведения в секунду потребителей. Такое явление называетсясуверенитет потребителя. Он состоит в способности потребителя воздействовать на производителя. Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора.