Общаюсь активно с сетевыми (и не только) ритейлерами по новым проектам торговых центров.
Несмотря на то, что новые объекты располагаются в немаленьких городах, где вообще нет торговых центров, а есть неудовлетворенный спрос, общий настрой – скорее нет, чем да.
За две недели пообщался с 28 сетями. Все свое развитие заморозили полностью.
Более того, если в конце 2014 – начале 2015 многие ритейлеры передоговаривались с владельцами ТЦ о переходе с валютных договоров на рублевые и получали скидки, то сейчас немало компаний думают о закрытии своих точек в половине объектов. Остаются только в самых популярных. Основные закрытия начнутся в начале следующего года — превой половине. Да здравствуют пустые ТЦ!
Исключения: продукты и детские товары. Также несильно пострадали аудио-видео, парфюмерия. Хуже всех себя чувствуют одежда и обувь.
При этом, все в голос воют про отсутствие недорогих кредитов для развития и вообще отсутствие денег у банков для оборотных средств. Тоже есть исключения: всякие Ашаны, Глобусы, Касторамы – могут за счет своих материнских компаний кредитоваться по 2-3% годовых (и забирают долю у отеч. компаний на рынке), но и у них сейчас валютные риски.
Итого: если экономика не развернется, то акции и облигации ритейла будут дешеветь, а в каких-то случаях превращаться просто в бумажки.
Ну у владельцев «непонятных» ТЦ и девелоперов все станет, естественно, еще хуже.
Также пострадают банки, которые не вернули свои кредиты с этих объектов или с ритейла.
Веселье продолжается.
Магнит так же расширение и по факту и в планах..
С ними пообщайтесь-как раз 30 будет.
Сначала растут в количестве. потмо растут в качестве...
Если качество не успеает за количеством — то вот это плохи.
А так, подтянут косты и дальше смогут расти
П.с. с этим постом согласен… и не только в ритейле мы увидим печальные последствия…