На прошлой неделе, на фоне ухудшения отношений между РФ и Турцией из-за воздушных атак ВВС России в Сирии, ПАО «Газпром» сообщило о планах наполовину сократить плановые мощности черноморского газопровода «Турецкий поток». Компания приняла это решение, подписав в начале сентября акционерное соглашение по расширению «Северного потока», балтийского трубопровода, поставляющего газ РФ напрямую в ЕС.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган на прошлой неделе заявил, что энергоотношения Турции с РФ могут пострадать из-за усиления российского военного присутствия в регионе.
Новая международная газовая политика Кремля кардинально отличается от планов, заявленных в конце прошлого года. Тогда Владимир Путин сообщил, что благодаря черноморскому трубопроводу Турция может стать газовым хабом для потребителей из Южной Европы и заместить в качестве транзитной страны Украину, через которую сейчас транспортируется около 10 процентов от российского экспорта газа.
«Путин делает ставку на Северный поток, но эта ставка рискованна», — сообщил Сийбрен де Йонг, аналитик в сфере энергобезопасности Гаагского центра стратегических исследований, по электронной почте. «Может ли Газпром позволить себе разозлить Турцию и отказаться от выручки? Вряд ли.»
Около половины поступлений в российский бюджет обеспечивает нефтегазовая отрасль. Турция — второй по величине клиент Газпрома после Германии, российские поставки обеспечивают более половины потребления газа в стране. В прошлом году Россия начала расширять сотрудничество с Турцией и Китаем после того, как ее отношения с США и Европой ухудшились из-за конфликта на Украине, а прибыль от экспорта газа в Европу упала на фоне сокращения цен на энергоносители.
Расширению Северного потока может помешать Еврокомиссия, говорит де Йонг. На прошлой неделе еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете сообщил, что запуск дополнительных веток газопровода приведет к тому, что по этому маршруту будет транспортироваться 80 процентов всего российского газа, поступающего в регион. Страны Восточной Европы также заявляют о рисках, связанных со строительством газовых маршрутов в обход Украины.
А я вот перестал анализировать его действия…