Был у меня случай. В 2000-м году ко мне за помощью обратился сосед по подъезду предпенсионного возраста, как бывшему сотруднику «органов». Суть дела была вот в чем. Он работал охранником на стоянке где то в районе Ленинского проспекта и с нее якобы украли крутой джип какого-то местного кавказского «авторитета». Почему «якобы»? Да потому что порядок на стоянке был простой:
при въезде охранник смотрел номера, выдавал владельцу пропуск и поднимал шлагбаум для въезда, при выезде владелец сдавал пропуск и ему открывался шлагбаум для выезда.
Пропуск от «угнанной» машины был на месте, т. е. машина выехала по пропуску и охранники строго выполнили свои обязанности, а уж кто был за рулем – дело десятое. Но для «уважаемого человека» это не являлось аргументом в невиновности охранников. Машины нет – значит виноваты и должны возместить. И начались требования денег. Сами понимаете, что у моего соседа требуемой суммы отродясь небывало и единственный его актив – это квартира, которой он владел вместе с женой и сыном. Естественно, что с той стороны «аргумент» был простой: «нет денег – продай квартиру, иначе…».
Я конечно работал в «органах», но совсем в другой области и связей для помощи соседу у меня не было. Если б дело касалось меня, то, как у «носителя», у меня есть телефончик, и «проблемой» бы занялись, но если б я по нему позвонил с этой историей, то на том конце просто бы послали.
Но нет ничего невозможного. У фирмы, где я работал в то время, был договор с охранным агентством, организованным бывшими сотрудниками Альфы и естественно, что я знал ее начальника. Ему я и позвонил с просьбой о помощи. На мой запрос он сказал, что личная охрана – дело дорогое, но дело чисто уголовное – вымогательство, им должен заниматься местный ОБОП (не путать с ОБЭП) и он, пожалуй, сможет помочь, но соседу придется заплатить посильную для него сумму (она составила 200$, что по тем временам было прилично, так как поднайм однокомнатной квартиры стоил примерно 100$) и уволиться со стоянки.
Через пару недель соседу позвонили из местного ОБОП и предложили написать заявление, как условие дальнейшей «работы». Сосед написал, после чего ему установили на домашний телефон «жучок» и сказали «тянуть время». После третьего разговора с «представителями авторитета», обоповец сказал, чтобы тот договаривался о встрече с ними. После того, как договоренность о встрече была достигнута, обоповец снял «жучок» с телефона и дал «жучок» для встречи.
Встреча проходила в машине, дальше все было (со слов соседа) как в фильме: маски-шоу, выйти из машины, всем лечь, ноги в стороны. Потом его подняли, отвели в сторону, обоповец отобрал у него «жучок» и спровадил со словами: «Понадобишься – вызовем».
Через три месяца после этих событий сосед опять пришел ко мне с «проблемой»: никто не звонит, ни вымогатели, ни милиция. И попросил позвонить знакомому из охранного агентства. Этот разговор я запомнил дословно (после приветствий):
— Сосед беспокоится, никто не звонит.
— Он со стоянки уволился?
— Да.
— С требованием денег звонили после встречи?
— Нет.
— Ну и скажи ему, что если позвонят с требованием денег, то пусть перезвонит мне, а не позвонят, пусть устраивается на новую работу и ни о чем не беспокоится.
— Но как?
— Вот ты на рынке торгуешь и у тебя свои методы, о которых ты не рассказываешь первому встречному, а у нас – свои. Понял?
— Понял.
— Тогда до свиданья, будут проблемы – обращайся.
— Спасибо, до свиданья.
Собственно на передаче слов соседу эта история и закончилась. Единственное, что я услышал от соседа – это удивление: «Эх, если б я знал, что такое в нашей стране возможно, сколько я бы денег сохранил …» (до охранника стоянки у него была небольшая строительно-ремонтная фирма, с которой в середине 90-х случилась какая-то неприятность, но это уже другая история).