Всем привет.
Для начала описание термина геоэкономика:
Геоэкономика (англ. geoeconomics) — новая геополитика (геополитическая экономика) с позиций экономической мощи государства, обеспечивающая достижение внешнеполитических целей, мирового или регионального могущества экономическим путем.
Геоэкономический подход впервые начал разрабатываться в США после окончания Второй мировой войны и нашел отражение в «доктрине сдерживания СССР». Новая геополитика сыграла важную роль в «холодной войне».
Взаимосвязь геополитики с мировой экономикой обоснована в мир-системной теории Иммануила Валлерстайна, в которой падение и взлет мировых геополитических гегемоний соотносится с переструктуризацией мирового хозяйства, описанной в экономических циклах большой конъюнктуры Н. Д. Кондратьева.
Понятие «геоэкономика» было введено в научный оборот в США в 60-е годы и присутствует в статье «геополитика» в советской экономической энциклопедии «Политическая экономия» (1972 г.). Авторство чаще всего приписывают американскому военному историку Эдварду Люттваку с указанием более позднего источника .
Вчера написал
статью — её в оффтоп запихали, хотя геоэкономика на мой взгляд так же является важной темой для трейдеров. Попробую объяснить как нужно использовать такой сценарий:
Если согласиться с моими доводами в статье вчерашней, то можно разработать план инвестирования на ближайшие 20-30 лет. В условиях появления нового мега-рынка этому пространству понадобиться колоссальные инвестиции в инфраструктурные проекты. Не случайно, на мой взгляд, совсем недавно возник источник финансирования этих проектов -
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) (англ.
Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB). Это
международная финансовая организация, создание которой было предложено Китаем. Основные цели, которые преследует АБИИ, — стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, финансирование инфраструктурных проектов в Азии от строительства дорог иаэропортов до антенн связи и жилья эконом-класса. Китай, Индия и Россия возглавили организацию, оказавшись в тройке крупнейших владельцев голосов. При этом на важнейшие решения КНР имеет фактическое право вето.
Ну? ) Ну как вы думаете где будут строить эти города и села, дороги и магистрали? )) Давайте карту посмотрим:
Так примерно выглядит Китай:
Так примерно выглядит в среднем Индия:
А вот так в среднем выглядит Сибирь )) Я даже на максимальном приближении не смог найти дорожную сеть — честно )
Т.е. — в этой ситуации почти однозначно можно сделать вывод, что Россия предоставляет своё пространство для инфраструктурных инвестиций, а Китай сможет осваивать этот объем при помощи капитала нового банка. Имея право вето на любое решение — Китай может продвигать свой бизнес в реализации этих проектов. Т.е. китайские компании будут основными в реализации, но не единственными — нам тоже достанется от общего пирога — и не мало.
1) РЖД сможет расширить сеть железнодорожных путей и увеличить выручку в ближайшие 20-30 лет — думаю долгосрочные инвесторы должны обратить внимание на акции этой компании.
2) Даже китайским строителям потребуется строительные материалы — трубы например. Значит нужно смотреть крупнейших производителей промышленных труб.
3) С учётом увеличения населения России за счёт подобного освоения территории может серьёзно вырасти абонентская база у телекомов — тут нужно смотреть как самих телекомов, так и сервисные компании, поставляющие оборудование для этих компаний.
4) Аграрный сектор тоже может вырасти существенно за счёт расширения потребления в сфере питания.
5) Банковский сектор может расширить сеть обслуживания — тоже фактор на рост.
Давайте в этом топике обсудим — а какие ещё компании могут выиграть от этого? Или может для кого то это негативный фактор?
p.s.
Некоторые оппозиционные СМИ текущий объективный процесс представляют как угрозу:
Новая Газета Эхо Москвы
Давайте подумаем — а вообще есть другой план развития то? На одном евразийском пространстве на юге живут 3 миллиарда людей как рыбы в бочке — без ресурсов, с нехваткой территории — и главное нехваткой воды пресной. И на севере живут 140 млн. людей на огромной территории… По закону диффузии эти территории должны равномерно распределиться — мы на пороге великого переселения на Север.
Не нужно этого бояться — только Россия способна на это — принять в себя такое количество людей другой культуры. Мы уже имеем почти 2000 национальностей в своём составе — у нас уже мультикультурное и многонациональное общество — одним народом больше, одним меньше — смешение произойдёт. В итоге мы придём к единому пространству на континенте — одна такая общая Евразия — этот процесс тоже неизбежен. Технологии коммуникации сделали из планеты одну большую деревню — границы становятся условными. Если будет необходимая инфраструктура, то из Пекина в Москву можно будет на выходные ездить — как в деревню ближайшую.
Что мы приобретаем? Китайцы обладают глубокой историей, культурой, традициями — нам много чему можно научится друг у друга — уверен этот народ обогатит нас в плане развития цивилизационного. Индусы — аналогично. Древняя культура, другой взгляд на мир — смешение культур только обогащает народы, разделение делает нас близорукими....
Полностью поддерживаю статью!
Но я предлагаю просто скупать ртс и не париться по секторам!
Какой экономический смысл? )) Холодно — нужно отапливать ) Это доход. )
Логистика дорогая — это доход ))
Труд дорогой — ну значит потребитель крепкий — это доход ))
И да — инвестиции так же и в Азию пойдут — у Китая под триллион инвестиций запланировано…
-----
очень к месту будет процитировать:
«МУДРОСТЬ — отсутствие всего лишнего» так вот в проекции на «освоение»
МУДРОЕ человечество — это то которому не нужна ВСЯ ЗЕМЛЯ, а лишь небольшое ее пространство для рационального симбиоза с другими видами.
Все тенденции потреблядства и тотальной экспансии — это потребности людей гамадрилов, саранчи которая приведет землю к выврождению и вымиранию большей части видов (возможно и человеческой рассы в том числе). ИМХО… попытка быть везде — это путь в никуда
Ну вот падали металлурги раз в 10 в последние годы… Что раньше металл был не нужен и проектов не было, а тут вдруг понадобится ?
Это я к тому что доводы надуманные :)
Тот же Китай заселен крайне неравномерно. Север полупустой, а побережье крайне густо заселено.
Не поедут Китайцы к нам, им холодно.
Что касается севера Китая )) Вообще то там великая пустыня… Как-то в холоде то приятнее жить, чем в пустыне? )
Плотность населения: 0,03 чел./км² (2008).
Район относится к Крайнему Северу России. Климат района резко континентальный. Температура в июле может достигать плюс 38 °C, а в январе — минус 67 °C (Тура). Средние месячные температуры января составляют минус 34—38 °C. Морозы длятся 240—275 дней. В Кочумдеке температура может понижаться до −69 градусов, в Тембенчи — до −70 градусов, что является абсолютным минимумом температуры в Красноярском крае. Среднегодовая температура в Туре составляет −14,5 градуса. Значительная часть территории района относится к районам распространения вечной мерзлоты. По принятому демоэкологическому районированию Севера территория района входит в абсолютно дискомфортную и экстремально дискомфортную зоны. Средние месячные температуры июля от +13 °C до +15 °C. Осадков выпадает около 400 мм в год.
Экологи — либералы будут против!
По сути — псевдоинвестиционные фантазии, ортодоксальный «шадринг», если можно сказать.
первое — нет у китая необеспеченного триллиона. Кредитный ресурс в Китае прилично дорогой. Дороже, чем самая гнилая ипотека в США.
второе — почемуто некая глобальная стройка на территории России… тоже миф. Вкладывать триллион (допустим, что он есть) в некий проект без гарантий его контроля никто не будет. Контроль за территорией называется суверенитет. Вы считаете, что Россия созрела, чтобы обменять суверенитет сибирских территорий в обмен на их промышленное развитие? Или считаете, что претензии Китая на территории сибири обоснованы?
третье — исходя из второго. Китаю проще заниматься освоением территорий, обладающих слабым суверенитетом, например, Африку. Ну точно не обладающую ОМП Россию.
ЗЫ, если применять вашу логику, то равнозначным по сути был бы топик «Афганистан — страна будущего». Все по вашим лекалам — китай рядом, у него деньги, много территории и т.п.
Лет пять шесть назад был я в районе оз.Токо на границе Якутии Хабаровского края и Амурской области. Чуток севернее (60-70) км по тайге наткнулись на остатки аэродрома «подскока» для ленд-лизовской авиации. Гоняли со штатов во время войны «аэрокобры» и «кингкобры»… Напишу потом пост отдельно.
Магадан — через Сусуман на Черский Анадырь и Певек, Якутск-Тында, Усть-Кут-Мирный-Вилюйск-Якутск, Лидога-Ванино-Совгавань, Таксимо-Бодайбо-Витим и еще много чего на востоке. Возможно когда нибудь запроектируют или достроят часть из которых уже есть в набросках, зимниках. Это территории богатейшие недрами и освоенные лишь частично. Много чего в «консервах»… Это только восточная сибирь и Дальний восток. Кстати трасса Хабаровск-Владивосток, мягко говоря, могла быть и получше вроде строят, но уж очень все как то полуфабрикатно…
В таком случае агитировать за инвестиции нужно на китайском веб-сайте. Нас-то чего агитировать? У нас столько лишних денег нет, чтобы проекты автора воплотить в жизнь даже близко. Будет расти — купим.
Мало того, вы почитайте про узкоколейки в дальние деревни. Их все разобрали, тоже типа из-за убыточности.
Начать рассмотрение геоинвестиций можно разве что с кавказских республик, там рождаемость побольше чем в Сибири. Только там инвестор тоже — государство.
вокруг Сибири нет побережья (это ключевое для плотности населения), и обслуживать дороги в мерзлоте действительно проблема, нагугли как железные дороги в Мурманской области делали. у Китая никакие не древние традиции, у Ирана они древнее на 2,5 тыс. лет. Кстати, Шелковый путь все же не пойдет Сибирью, так дорого ее расширять еще на 1-2-3 колеи. Пойдут через Среднюю Азию Иран и потом только вход в Россию на Кавказе, а то и через Турцию-Румынию ветка. Такие вот перспективы РЖД. И то — морем пока что возить выгоднее, сухопутный Шелковый путь лишь на бумаге, транс-связи с Европой он не дает никак.
Причём тут Мурманск? Это два. Мы говорим про Сибирь и Дальний Восток — прогуглите средние температурные режимы в этих регионах — конкретно на юге Сибири, где и предполагается основная стройка имхо.
Китай — древняя цивилизация и спорить с этим глупо. Может есть и древнее — но это не меняет первого постулата.
Шелковый путь возможен именно через Сибирь — единственный вариант. Шелковый путь — это не жд ветка какая то ) Примитивно так думать — это развитая сеть дорог, городов, транспортных хабов, источников ресурсов — без ресурсов зачем вообще шелковый путь нужен? )
На Кавказ? Вы серьёзно? Через малонаселенные и труднопроходимые горы тянуть великую магистраль? )
Турция? Посмотрите на Басфор — там скоро маленькие параходики не смогут развернуться — перегружен этот узел транспортный — Китаю нужен выход в атлантику прежде всего — бискайский залив, Лисабон, атлантическое побережье Франции, северное море Германии и т.д. — и если провести линию между Китаем и озвученными точками — то 70% линии будет проходить по территории России.