Причиной давления можно считать данные по запасам нефти в США, которые упрямо не хотят падать, и даже повысились за прошлую неделю на 2.4 млн. барр. (см. рис.). В настоящий момент уровень запасов нефти в США на 148 млн. превышает 5-летнее среднее значение, характерное для текущей времени года.
3) Греция вчера проголосовала за второй пакет мер, 230 голосами за и 63 против. Как пишет Блумберг, это случилось “после призывов премьер-министра Алексиса Ципраса сплотиться и пойти на жертвы ради сохранения членства страны в еврозоне”. Меры касаются способов принятия судебных решений, а также инкорпорируют в национальное законодательство директиву Евросоюза о санации проблемных банков. Реализация последней меры позволит реанимировать банковскую систему, снять с нее подозрения о неплатежеспособности и остановить бегство вкладов из страны. Что, вообще говоря, позволяет надеяться на стабилизацию. Как бы не ругали европейские “остерианские” (от англ. неологизма, обозначающего “фискальных консерваторов”austerians) рецепты, они худо-бедно сработали в Ирландии и других странах GIPSI, кроме Греции.
Наш вывод: СМИ, как обычно, раздули шумиху, разогревая публику громкими заголовками. Доклад Сбербанка не содержит особого «шока», скорее наоборот. Их цифры подразумевают дно экономики РФ во 2-м кв. 2015, примерно как ожидаем его мы. “Пессимизм” Сбербанка связан с медленным восстановлением и ожиданием сравнительно низкой цены на нефть в 4 кв. 2015, но это вполне соответствует общим представлениям. Ожидаемый “Сбером” курс этого квартала – 60 руб./долл. примерно соответствует нашим ожиданиям (колебания от 50 до 60 руб./долл.).
Еще один связанный с этим график. Если устранить из индекса цен колебания жилья, оказывается что Штаты сейчас переживают вполне заметную дефляцию. То есть цены без учета аренды падают.
Это должно иметь отношение к тому, когда и как ФРС будет повышать ставки. Вчера Блубмерг опубликовал опрос. Большинство из опрошенных 46 аналитиков ожидают повышения в сентябре. Таким образом, следующее заседание ФРС в ночь на 29/30 июля рискует стать последним, которое оставит ставку 0%-0.25%.
Скачок инфляции, случившийся в России в 2014/2015 гг. лишь отчасти связан с нефтью и с санкциями. Но в большей мере он с недоверием к рублю. Берется оно из трудной истории. Если в период экономической «турбулентности» какой-то россиян ожидает, что другие россияне станут избавляться от рублей, то для него разумно сделать это первому, то есть вложить свои денежные накопления во что-то лучше сохраняющее стоимость (доллар или физические товары). Так возникает «плохое равновесие» Нэша — ожидания одних формируют ожидания других, что затем подтверждает ожидания первых.
На Западе ситуация совершенно иная. У граждан есть доверие к своей валюте. Если в экономике становится неспокойно, они начинают накапливать деньги, чтобы «сгладить потребление», пережить возможные тяжелые времена. В развитых странах это приводит к равновесию, зеркальному по отношению к российскому. В период спада, граждане не бегут от своей валюты, а напротив, копят ее. Это приводит к дефляции.
В период экономического спада в России центральный банк вынужден бороться с инфляцией и поднимать ставки, а в западных странах наоборот – снижать их и «печатать» дополнительные деньги. Это же, кстати, предполагает, что кейнсианские рецепты борьбы с рецессией в России не действуют так, как они должны работать в развитых странах.
Из сказанного понятно, что инфляция не только феномен текущей монетарной политики, но еще и зависит от прошлой истории. Хорошая новость в том, что Россия может уйти от состояния недоверия к рублю. Для этого понадобится время, и, возможно, отсутствие потрясений, которые регулярно закрепляют у россиян приобретенными ими инстинкты.
Как скоро может состояться переход от плохого к хорошему равновесию? Судя по недавнему опыту Польши или Прибалтики для этого достаточно одного десятилетия. Большая инфляция была в целом ряде развитых стран в 70-е и 80-е годы, начиная от Швеции и Италии, заканчивая США и Великобританией. Им всем удалось избавиться о нее и прийти в нынешнее состояние, когда они вынуждены бороться с дефляцией.
Россия — не проклятая страна и имеет шанс прийти в это же состояние. По моим наблюдениям, для перехода в новый режим потребуется время порядка 10 — 15 лет. Этот период нужен, чтобы россияне позабыли свой травмирующий опыт и полюбили рубль. Цель в 4%, которую ставит Центробанк вполне можно достичь уже в 2016 году. У меня мало сомнений, что она будет достигнута в 2017 г.
Такое снижение инфляции вряд ли приведет к заметному замедлению роста ВВП, все может быть совсем наоборот. Примером может быть второй срок Рейгана, при котором экономика Соединенных Штатов очень неплохо росла, а средняя инфляция в этот период была на 4%. Борьба с инфляцией требует дестимулирования спроса, но это то, что происходит прямо сейчас. Зимой Центробанк установил драконовские ставки, и это главная причина, почему экономика РФ упала в первом полугодии 2015 г. Сделано это вполне намеренно, чтобы вытолкнуть россиян из «плохого равновессия», порождающего бегство от рубля и инфляцию. По мере смягчения денежной политики, монетарный тормоз будет снят.
Снижение инфляции может привести к заметному ускорению экономического роста в России. Страна имеет неплохую норму сбережений, но эти часть сбережений используются непродуктивно, уходя за рубеж в виде «оттока» капитала и покупки наличной валюты.
Ваш мультипликатор доверия, лучше любого рейтинга
Спасибо, что объяснили)