Для реализации достигнутого принципиального соглашения с кредиторами и получения очередного транша (86 млрд евро) помощи правительству Греции до 15 июля необходимо получить одобрение парламента, что может вызвать затруднения, учитывая, что сама правящая партия СИРИЗА (вместе с коалицией она занимает большинство мест) выступает против радикальных мер, называя само соглашение «унижением Греции». Остается надеяться на поддержку оппозиции. В целом мало у кого есть сомнения в том, что очередное решение греческого вопроса является, как и предыдущие, лишь временным: повышение налогов, урезание госрасходов не стимулируют экономический рост. Также узким местом достигнутых договоренностей является передача государственных активов на сумму 50 млрд евро, которые будут использованы кредиторами в качестве залога: в текущих экономических условиях получить высокую оценку греческим активам весьма сложно. В этой связи точку в греческом вопросе ставить еще рано. Суверенные выпуски Греции котируются на уровне 50% от номинала с погашением через 10 лет.
Соглашение по Ирану давит на нефть
По данным СМИ, сегодня Иран и «шестерка» международных посредников достигли соглашения по иранской ядерной программе, предусматривающего отмену санкций СБ ООН. Предполагается, что в обмен на снятие санкций Иран принимает на себя обязательство отказаться от любых попыток обладания или создания ядерного оружия. Как следствие, в ближайшее время на рынке может появиться большой объем иранской нефти, находящейся в настоящий момент в хранилищах, что окажет давление на ее котировки (сегодня Brent котируется на уровне 57 долл./барр.). Суверенные бонды РФ консолидировались на ранее достигнутых ценовых уровнях.
Результаты исполнения федерального бюджета за 1П 2015 г.: дефицит может оказаться меньше, позитивный эффект на ставки МБК остается сильным
Согласно опубликованным вчера данным Минфина, в июне дефицит федерального бюджета сменился небольшим профицитом (+54,4 млрд руб. против -37,5 млрд руб. в мае), что привело к некоторому сокращению накопленного с начала года общего дефицита федерального бюджета до 889,3 млрд руб., или 2,6% ВВП. По новым данным, в июле существенно улучшилась ситуация с доходами бюджета (1,26 тлрн руб. против 811 млрд руб. в мае), что позволило компенсировать не менее внушительное увеличение расходов — до 1,2 трлн руб. с 848 млрд руб. в мае (которое, впрочем, было ожидаемо после сезонного майского «провала»). Примечательно, что в июне падение нефтегазовых доходов год к году резко замедлилось — с -28% до -9%, но в целом интенсивность их снижения соответствует заложенным в законе о бюджете оценкам. Между тем, неожиданно хорошую динамику продемонстрировали ненефтегазовые доходы. Их рост в июне составил 10% в сравнении с аналогичным периодом 2014 г. Нельзя не отметить, что общее увеличение ненефтегазовых доходов за 1П 2015 г. составляет 6,6% год к году, что весьма позитивно, учитывая заложенное в законе о бюджете на 2015 г. их падение почти на 3%.
Новая статистика подтверждает два важных предположения. Во-первых, исходя из последних данных, по-прежнему можно говорить об опережении динамики расходов бюджета в сравнении с предыдущими годами. Так, по состоянию на июнь израсходовано 49% годового плана против 46% в 2014 г. Поскольку такое ускорение расходов связано с реализацией антикризисных мер и, отчасти, с желанием поддержать банковский сектор рублевой ликвидностью (более равномерное расходование бюджетных средств означает приток рублей в систему), то данные о федеральных расходах в текущей ситуации могут быть опережающим индикатором расходов бюджета на консолидированном уровне. Можно говорить о том, что дефицит консолидированного бюджета (в январе-мае 846 млрд руб., более свежие данные отсутствуют) сохраняется, что означает сильный приток бюджетных средств на денежный рынок и понижательное давление на ставки МБК.
Во-вторых, даже в условиях снижения цены на нефть динамика доходов федерального бюджета, особенно ненефтегазовых доходов, более позитивна, чем предполагают текущие бюджетные проектировки, а значит, дефицит федерального бюджета в 2015 г. может оказаться существенно ниже заложенных в законе о бюджете уровней (-3,7% от ВВП, 2,6 трлн руб.). Мы полагаем, что в реальности дефицит может составить около 2,5%, то есть около 1,8 трлн руб. Учитывая, что при небольшом потенциале его финансирования за счет выпуска госбумаг (в 1П 2015 г. сальдо размещений и погашений близко к нулю), дефицит должен закрываться за счет средств Резервного фонда, такое сокращение дефицита предполагает гораздо меньший объем трат из Резервного фонда (около 1,6 трлн руб. против отведенных на это в законе на 2015 г. 3 трлн руб.).