В 1900 г. разразился очередной масштабный мировой кризис. Началась волна банкротств промышленных и торговых предприятий (прежде всего, средних и мелких). Снижалась заработная плата, увеличивалась безработица. Особенно больно кризис ударил по экономике Российской империи.
Российский капитализм был слабо восприимчив к научно‑техническому прогрессу. Недостаток техники восполнялся дешевизной рабочей силы. Государство же защищало отечественного производителя высокими таможенными пошлинами, препятствуя конкуренции более качественных и дешевых зарубежных товаров.
В России ощущался недостаток капиталов. Это вело, во‑первых, к ускоренному акционированию, во вторых – к крупным заимствованиям из‑за рубежа. Узкий внутренний рынок сбыта требовал больших оборотных средств. Подавляющее большинство российских предприятий держались на непрерывном кредитовании под небольшие проценты.
Европа, привлеченная высокими дивидендами (15–30%), охотно давала кредиты. Банкиры Парижа и Лондона предлагали русским займы под фантастически низкие проценты. Это приучило российских промышленников к легким деньгам.
Однако в 1899 г. после продолжительного подъема в Европе начался денежный кризис. Стесненность денежного рынка вызвала необходимость повышения процентных ставок. Финансовый кризис перерос в промышленный и переместился в Россию. Уже в августе 1899 г. европейский финансовый кризис привел к резкому сокращению денежных потоков из‑за рубежа. Государственный банк Российской империи вынужден был поднять учетный процент с 5 до 7. Вслед за этим частные банки из‑за трудностей получения кредита за границей не только увеличили проценты под ссуды, но и сократили ссудные операции, учет векселей, стали требовать от предпринимателей скорейшего возврата кредитов. Началось падение курса акций на бирже.
Государственный банк скупал акции наиболее крупных компаний, которым угрожал крах. Некоторые предприятия и общества получили адресную финансовую помощь. Государственные заказы за границей были ограничены, и большая их часть передана русским заводчикам. Передавая заказы местным промышленникам, казна устанавливала на закупаемую у них продукцию более высокие цены, чем на рынке.
Мелкие и средние производители разорялись массово. Процесс концентрации производства усилился. Кризис прекратился, но, в отличие от Западной Европы, сменился не промышленным подъемом, а затяжной депрессией.
Кризис 1900–1903 гг. имел глубокие социально‑экономические и политические последствия. Он привел к усилению процесса монополизации.
Последовавшая вскоре Первая русская революция в определенной мере была порождена именно кризисом 1900–1903 гг.
В год 200-летия ВОСР кто-нибудь из потомков наткнется на архив смартлаба...
Дарю тему Гному.