Михаил Ростов Папа
Михаил Ростов Папа Копипаст
11 апреля 2015, 16:57

География – это судьба

 География – это судьба

Посмотрите, пожалуйста, на прикреплённую к посту карту. Цифрой 1 обозначен самый загруженный пролив в мире – Малаккский пролив, главная транспортная артерия нашей планеты. Малаккский пролив обслуживает примерно четверть всей мировой морской торговли, через него ежегодно проходит около 50 тысяч судов.

Именно благодаря Малаккскому проливу стало возможным существование города-государства Сингапур. Если бы не непрерывный поток судов, разумеется, Сингапур и близко не сумел бы разрастить до нынешних своих размеров.

Малаккский пролив весьма важен для Китая – в частности, тем, что через этот пролив Китай получает 4,5 млн баррелей нефти ежедневно, 80% от всего объёма импорта. Однако Малаккский пролив, к сожалению, очень уязвим – причём не только для пиратов, но и для террористов. Для столь сильного игрока как США не составит труда при необходимости перекрыть для Китая этот маршрут:

http://aftershock.su/?q=node/198752

Двумя тысячами километров севернее Малаккского пролива расположена Мьянма – малоизвестное в России государство, которое с точки зрения транспортных потоков является для Китая своеобразной Украиной. Хорошие отношения с Мьянмой дают Китаю доступ к Индийскому океану, через который, как несложно заметить, лежат торговые маршруты не только в Индию, но и в Европу и в Африку и, что самое важное, в богатый нефтью Ближний восток.

Как вы уже, наверное, догадались, отношения у Мьянмы с Китаем довольно сложные. Науськиваемая американцами Мьянма активно провоцирует Китай, а Китай, в свою очередь, пытается разными способами потушить вяло разгорающийся в Мьянме пожар:

http://www.nakanune.ru/articles/110120/

Пока что по очкам выигрывает Китай. На днях китайцы отчитались о завершении строительства в Мьянме глубоководного порта и нефтепровода:

http://www.nefttrans.ru/analytics/novyy-nefteprovod-demonstriruet-stremlenie-kitaya-k-energeticheskoy-bezopasnosti.html

Это серьёзный успех, однако нефтепровод проходит через всю Мьянму, и за 800 километров пути в склонной к беспорядкам стране может случиться всякое.

Снова посмотрим на карту. В полутора тысячах километров к северо-западу от Мьянмы, в виде буфера между Китаем и Индией, лежит Непал. Доступ к Непалу с территории Китая затруднён Тибетским нагорьем, самым большим, самым высоким и самым знаменитым нагорьем в мире.

Прокладывать железные дороги на высоте в 4 километра над уровнем моря – да ещё и через поджигаемый американцами Тибет – то ещё удовольствие. Вечная мерзлота, недостаток кислорода, прочие радости. Но особых вариантов у Китая нет, поэтому мы можем сейчас иметь удовольствие читать о масштабном проекте: строительстве туннеля под Эверестом:

http://lenta.ru/news/2015/04/10/everest/

Что характерно, железную дорогу в сам Тибет Китай уже проложил в прошлом десятилетии – невзирая на все технические сложности. И, в общем, уже тогда было ясно, что это чудо техники строилось явно не для того, чтобы возить в Тибет немногочисленных туристов:

http://kak-eto-sdelano.livejournal.com/179080.html

Как говорил Наполеон Бонапарт, география – это судьба. География определяет ход истории, география диктует государствам ту или иную политику.

Англичане и американцы волей судьбы оказались на островах – британцы на настоящем острове, американцы – на удалённом от Евразии континенте, который с политической точки зрения мало чем отличается от острова.

Россия и Китай, напротив, не имея хороших выходов к морю получили весьма выгодное с сухопутной точки зрения местоположение. На территории России находятся самые перспективные сухопутные маршруты, Китай, в свою очередь, находится в самом густонаселённом регионе планеты.

При относительно честной конкуренции у англосаксов нет шансов: они ничего не могут противопоставить единой Евразии. Поэтому англосаксы вынуждены прикладывать все усилия для расчленения Евразии на враждебные друг другу регионы. Как только разные регионы Евразии объединятся, американская империя немедленно рухнет.

Старушка Европа, кстати, занимает промежуточное положение: она может вписаться как в американскую талассократию (морское государство), так и в русскую теллурократию (сухопутное государство). Однако в какую бы структуру Европа ни встроилась, из-за своего местоположения она обречена оставаться на вторых ролях: которые, впрочем, вполне устраивают растерявших за последний век свой запал европейских аборигенов.

Важный момент. Вышеизложенные факты – это не мои построения. Это более чем респектабельная теория мироустройства, которую использовал в своих трудах, например, знаменитый Збигнев Бжезинский:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Хартленд_(геополитика)

Американские политики всегда помнят о линии противостояния между морскими и сухопутными державами и действуют соответственно: воспринимают Китай и Россию как своих естественных врагов.

Таким образом, все разговоры о том, что Китай якобы собирается занять место США, или о том, что Россия якобы менее важна для Вашингтона, чем Япония, не имеют под собой оснований. Идёт игра с нулевой суммой: или Соединённые Штаты сумеют уничтожить Россию и Китай, или сама география нанесёт Вашингтону сокрушительное поражение.

Что приятно, американские элиты начали уже потихоньку понимать, что их партия проиграна, и что продолжение борьбы только усугубит ту крайне тяжёлую ситуацию, в которой они оказались.

Так, бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс считает, что мировому господству США уже наступил конец:

http://russian.rt.com/article/84562

Согласно мнению министра тот факт, что к китайскому АБИИ присоединились все главные союзники США, свидетельствует о крахе геополитических амбиций Вашингтона. Саммерс призывает Вашингтон смириться с непривычной для него ролью региональной державы и попытаться аккуратно встроиться в ту многополярную систему, которая придёт на смену долларовому миру.

Вариантов выкрутиться у США остаётся не так уж много. Ограбление Евросоюза через соглашение ТТИП может дать американской экономике некоторый толчок, однако вряд ли этого толчка хватит надолго:

http://aftershock.su/?q=node/300992

Опять-таки, ТТИП ещё не подписано, и в Европе усиливается скептицизм по отношению к политике США:

http://ria.ru/world/20150407/1057180898.html

Судя по той резвости, с которой страны Евросоюза дружно метнулись в китайский АБИИ, они могут столь же легко продинамить американцев и с подписанием убийственного для Евросоюза договора.

Россия тем временем продолжает расширять Евразийский экономический союз. Прорабатывается договор о зоне свободной торговли с Вьетнамом: если всё пойдёт по плану, Вьетнам подпишет официальный договор уже в первом полугодии 2015 года:

http://www.odnako.org/blogs/vetnam-reshil-integrirovatsya-v-evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz/

Доллар плавно, но неуклонно сдаёт свои позиции. Американский экономист Вольф Рихтер указывает, что идёт непрерывный процесс по повышению статуса юаня и уничтожению силы доллара:

http://1prime.ru/state_regulation/20150405/806751628.html

И действительно. На днях решение запретить использование доллара США было принято в Индонезии:

http://russian.rt.com/article/84706

Центробанки ЮАР и Китая, в свою очередь, договорились о реализации валютного свопа на 30 млрд юаней, который позволит странам торговать напрямую, без обмена местных валют на доллары:

http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/centrobanki-yuar-i-kitaya-dogovorilis-o-realizacii-valyutnogo-svopa-na-summu-4-8-mlrd-dollarov-1000576543

Известный экономист Фредерик Уильям Энгдаль сравнивает США с «Титаником», который уже получил пробоину, и который не имеет шансов спастись:

http://aftershock.su/?q=node/300068

Подведу итог

Глобальные изменения, свидетелями которых мы являемся, происходят очень медленно, в течение долгих лет или даже десятилетий. Вместе с тем при обсуждении геополитики весьма часто оперируют месяцами или даже днями: как будто государство размером с США, Китай или Россию – это не огромный корабль, а моторная лодка, которую можно одним лёгким движением руля за считанные секунды развернуть на 180 градусов.

Основные стратегические решения относительно развития России, последствия которых мы сейчас наблюдаем, были приняты не вчера и даже не в 2014 году, а лет так 5-10-15 назад. Полагаю, уже очень скоро по историческим меркам мы увидим результаты этих решений.
20 Комментариев
  • Дмитрий Харламов
    11 апреля 2015, 17:04
    … обычно перед схлопыванием идёт резкое вздутие… вот когда будет бакс по 100-150, то это будет сигналом…
    • Здравый Смысл
      11 апреля 2015, 17:32
      Дмитрий Харламов, а последние события по курсу рубля можно отнести к Вашему определению «схлопывания»?
    • DmI
      11 апреля 2015, 17:39
      Дмитрий Харламов, Доллар 100, Евро 55 нормально чё)
    • евгений пятунин
      11 апреля 2015, 18:02
      Дмитрий Харламов, Вздувать начало всю экономику.Посмотрите что производит Америка? Самолеты и вооружение.Рост индексов происходит из-за того, что кампании выкупают свои акции, другими словами рост получается дутым.
    • Дмитрий Харламов, по индексу доллара? тогда может быть. а по рублю курс зависит не от доллара.
    • Petr S
      11 апреля 2015, 19:28
      Дмитрий Харламов, только может быть что вздутие УЖЕ БЫЛО.
  • mongol1961
    11 апреля 2015, 17:53
    Вот и весь секрет полишинеля «экономического чуда». Плюс — Сингапур — перевалочная база мирового наркотрафика.
    • mongol1961
      11 апреля 2015, 20:11
      Kolego, вообще-то канал как раз и принадлежит «мафиозной группировке». И «Сингапур» — это только верхушка айсберга.
  • Евгений Черных
    11 апреля 2015, 18:15
    Вы забыли только одно. Перевозка морем — самая дешевая. ТАк что не думаю, что США сильно по этому поводу переживают
  • Marti
    11 апреля 2015, 18:39
    Если сам писал, то безусловно плюс.
  • Вадим Ашаров
    11 апреля 2015, 18:50
    Китай продолжает создавать альтернативу «американской» транспортной мировой системе
    www.warandpeace.ru/ru/reports/view/98510/
  • Petr S
    11 апреля 2015, 19:29
    Kolego, дык он потом за неделю ебнулся с 80 до 60. тоже не забываем

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн