Мировые центробанки отворачиваются от доллара. Суммарный объем мировых золотовалютных резервов начал сокращаться. Такая тенденция повлечет за собой сокращение спроса на долговые обязательства США и ЕС. Под ударом окажутся экономики развитых западных стран. Но доллар все же остается доминирующей валютой.
Интерес мировых центробанков к доллару, который наблюдался на протяжении последних десяти лет, исчерпал себя. Суммарный объем мировых золотовалютных резервов сократился в марте на $400 млрд — до $11,6 трлн против рекордных $12,03 трлн, зафиксированных на конец августа 2014 года, подсчитал Bloomberg. Центробанки развивающихся стран начали накапливать валютные резервы после азиатского финансового кризиса в конце 90-х годов прошлого века с целью защиты внутренних рынков в периоды ограниченного доступа к иностранному капиталу.
Главными держателями валютных резервов являются Китай, Япония, Саудовская Аравия, Швейцария, Бразилия и Россия. Китай, обладающий самыми большими в мире валютными резервами, сократил свои запасы до $3,8 трлн в декабре, после того как в июне они достигли рекордного значения $4 трлн. Международные резервы России упали на 27% — до $360,2 млрд в марте против $493,3 млрд годом ранее. Саудовская Аравия в условиях стремительного снижения цен на нефть потратила $10 млрд из резервов с августа прошлого года, сократив их до $721 млрд. Запасы Бразилии понизились до $371 млрд.
Причиной отказа мировых ЦБ от вложений в иностранную валюту считается стремление развивающихся стран компенсировать отток капитала и поддержать национальные валюты.
«На сокращение валютных резервов оказало влияние прежде всего подорожание доллара к евро и другим мировым валютам. Поэтому частично резервы сокращаются за счет переоценки их объемов», — считает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. Другим важным фактором стала внутренняя политика центробанков по поддержке национальных валют. Для стабилизации их курса регуляторы были вынуждены использовать накопленные валютные резервы. «Снижение говорит о том, что возможность развивающихся экономик накапливать резервы за счет либо торгового сальдо, либо притока капитала сократилась. Если раньше развивающиеся рынки накапливали резервы с целью поддержать внутренние рынки и интерес инвесторов, то теперь у них либо нет возможности, либо нет такой задачи», — соглашается главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
При более низких валютных резервах возможности стабилизации обменного курса у центробанков сокращаются, и они вынуждены переходить к политике более гибкого обменного курса, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление волатильности на валютном рынке, предупреждает Лисоволик.
При этом введение антироссийских санкций резко изменило контекст.
«ЦБ выгоднее позволить рублю ослабевать и поддерживать конкурентоспособность экономики через падающий курс, нежели рассчитывать на то, что благодаря большим резервам будут привлечены инвестиционные капиталы», — отмечает Орлова.
На решение сократить объем валютных резервов повлияла и неопределенность вокруг монетарной политики США. В первую очередь эти факторы повлияют на подверженные волатильности экономики развивающихся стран. В дальнейшем это может повлечь за собой сокращение спроса на американские и европейские долговые обязательства. А это окажет негативное влияние на рост западных экономик.
О сокращении объемов валютных резервов в развивающихся странах ранее сообщал и Международный валютный фонд (МВФ). По данным банка, в 2014 году показатель упал на $114,5 млрд, до $7,74 трлн.
Валютные запасы сократились впервые с 1995 года, когда МВФ начал наблюдение за объемами. При этом на конец второго квартала 2014 года резервы достигли исторического максимума — $8,06 трлн.
Доллар в последний год, впрочем, только укрепил позиции доминирующей мировой валюты. По оценкам МВФ, доля доллара в мировых резервах повысилась до 5-летнего максимума — 63%, а доля единой европейской валюты упала до минимума с 2002 года — 22%.
Для повышения инвестиционной привлекательности доллара немалую роль сыграло понижение курса евро и спорная политика европейского Центробанка относительно программы количественного смягчения (QE).
Запущенная в марте текущего года программа предполагает выкуп европейских гособлигаций на €1,14 трлн до сентября 2016 года.
Уже к концу 2015 года евро может прийти к паритету с долларом, считают аналитики Deutsche Bank. С начала текущего года доллар подорожал по отношению к евро на 12%, а по сравнению с 2014 годом — на 27%. Евро упал до 12-летнего минимума 16 марта, торгуясь к доллару на уровне 1,0458, но позднее слегка отыграл позиции.
Рост курса доллара при этом может привести к плачевным результатам для транснациональных американских компаний, подорвав их прибыльность, которая зависит от заграничных продаж. О валютной коррекции в сторону уменьшения прибыли уже заявили такие компании, как производитель ювелирной продукции Tiffany и разработчик компьютерного обеспечения Oracle.
smart-lab.ru/blog/221081.php
ria.ru/economy/20150406/1056969643.html
особенно видно как весь мир избавляется от $.