Соглашение с Ираном вызвало нездоровую реакцию некоторых пользователей соцсетей, журналистов и экспертов из категории «всепропальщиков». Все они дружно ухватились за новый повод объявить о скором крахе российской экономики из-за обрушения цены на нефть, которое неизбежно произойдет после снятия с Ирана санкций. Особо одаренные вспропальщики не упускают возможность публично покритиковать российскую дипломатию, которая якобы способствовала этому «тотальному триумфу Обамы над Кремлем». Как всегда, нездоровые сенсации являются следствием неумения читать источники и нежелания думать головой. Сейчас вы в этом убедитесь.
Заблуждение первое: Мировое сообщество и Иран пришли к соглашению.
Реальность: Договора не существует. Существует, как пишут наши журналисты, некое «понимание» (калька с английского «understanding») т.е. даже не договор и не предварительная договоренность, а что-то эфемерное и невнятное, рангом даже ниже меморандума о намерениях. Желающие могут лично убедиться, ознакомившись с текстом документа, принятого в Лозанне: http://www.scribd.com/doc/260720856/Parameters-for-Deal
Особо обращает на себя внимание прекрасная формулировка в преамбуле: «Важные детали имплементации являются предметом переговоров и ничего не считается согласованным пока не согласованно все» («Important implementation details are still subject to negotiation, and nothing is agreed until everything is agreed.») Дальнейшие пункты документа можно не читать, так как все они могут изменится в процессе «согласования всего», и ни один из них не является обязательным к исполнению. Единственное твердое обязательство, которое взяли на себя стороны: приложить усилия чтобы до 30 июня все-таки подписать что-то серьезное.
Возникает вопрос: зачем тогда была нужна эта филькина грамота? Для того чтобы и Обама, и иранские дипломаты могли объявить о своей исторической победе и избежать позорной необходимости заявить о том, что переговоры, на которые возлагались огромные надежды, завершились ничем. Если что, потом можно списать срыв соглашений друг на друга. Это стандартная практика.
Заблуждение второе: Обама может заключить с Ираном долгосрочное соглашение, которое завершит иранский кризис.
Реальность: Максимум чего может добиться Обама — подписать соглашение, которое будет действительно до конца его президентского срока. В недавнем официальном письме, направленном иранским властям, республиканские сенаторы (а следующим президентом США почти 100% станет республиканец) четко и ясно описали иранским лидерам, что они думают о возможности соглашения с Ираном и в какого цвета тапочках они видали дипломатические инициативы Обамы.
http://www.sdjewishworld.com/2015/03/23/367-house-members-sign-letter-on-iran/
В самых идеальных условиях, будущее соглашение с Ираном обеспечит некое подобие стабильности на полтора года, не более. Также следует учитывать тот факт, что Сенат будет делать все для торпедирования этого договора и в этих попытках будут участвовать и радикально настроенные сенаторы-демократы, которым любая сделка будет не по нраву. Против договора с Ираном высказался Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC) — самая сильная лоббистская организация в США, которая имеет серьезные рычаги давления и в Конгрессе, и в Сенате, и в самой администрации президента США. И если Обаме уже терять по сути нечего, то многим членам его партии очень не хочется разозлить AIPAC и тем самым поставить крест на своей политической карьере. Кстати, в Америке есть примета, что партия, которой симпатизирует AIPAC, выигрывает президентские выборы. В этих условиях, даже у демократов есть очень серьезная мотивация похоронить сделку с Ираном в имя сохранения шансов не отдать президентское кресло республиканцам:
http://www.nationaljournal.com/congress/aipac-conference-iran-bob-menendez-20150302
Руководитель республиканского большинства Джон Бейнер уже пообещал вызвать Обаму «на ковер»:«В ближайшие недели республиканцы и демократы в Конгрессе потребуют от администрации раскрыть детали (соглашения) и ответить на сложные вопросы, которые остаются без ответа», — сказал спикер палаты представителей.
Заблуждение третье: Соглашение США с Ираном принесет мир в регион.
Реальность: Первой реакцией израильского премьера Нетаньяху на результат переговоров в Лозанне было заявление о том, что совершена «историческая ошибка». Потом был трехчасовой разговор с Обамой, во время которого американский пытался успокоит взбешенного Нетаньяху. По крайней мере, именно так описывает ситуацию израильская пресса. В результате Нетаньяху принял решение собрать совет национальной безопасности на срочное заседание и подчеркнул, что соглашение с Ираном несет «угрозу существованию» его страны. Давайте подумаем вместе над вопросом: что могли обсуждать израильские военные и политики на заседании Совбеза? Варианты ответа:
А. План переселения в Аргентину, Днепропетровск или Южный Полюс. Главное чтобы подальше от Ирана с его бомбойБ. План нанесения превентивного военного удара по Ирану прямо сейчасВ. План нанесения превентивного военного удара по Ирану, если не удастся добиться срыва дальнейших переговоров
Скорее всего, обсуждался вариант В, с акцентом на возможное привлечение Саудовской Аравии, у которой как раз образовалось некое подобие казус бэлли — иранская поддержка шиитских повстанцев в Йемене, которая несет угрозу шиитским провинциям самой Саудовской Аравии.Вариант атаки на Иран со стороны Израиля и Саудовской Аравии только кажется странным. Ну что будет делать Вашингтон, если Израиль и шейхи отбомбят всем чем можно Иран? Введет санкции против Израиля и Саудовской Аравии? Начнет бомбить Тель-Авив?
На переговоры в Лозанне возлагались огромные надежды, но до мира в регионе очень и очень далеко. Экзистенциальные противоречия в треугольнике Тель-Авив — Эр-Рияд — Тегеран рано или поздно «рванут».
Заблуждение четвертое: Снятие санкций с Ирана обрушит цену на нефть
Реальность: Не обрушит. Правительство Ирана и некоторые западные аналитики считают, что снятие санкций приведет к тому, что на рынке появится «лишний» миллион баррелей в день, но это слишком оптимистичная оценка. В интервью CNBC управляющий директор JBC Energy Йоханнес Бенини отметил, что, за год с момента гипотетического подписания мирного договора и снятия санкций с Ирана реальный объем предложения иранской нефти на мировой рынок "увеличится лишь на 300 тысяч баррелей в сутки". Это важно для иранского бюджета, но не имеет решающего значения для мирового рынка. Находясь под санкциями, Иран не сидел сложа руки и активно торговал нефтью в обход санкций, в том числе продавая нефть под видом «продуктов переработки» на азиатские рынки. Снятие санкций, до которого еще очень далеко и которое далеко не факт, что произойдет, всего лишь облегчит торговлю Ирану и поможет слегка нарастить объемы продажи нефти в Европу, не более того. Первоначальная реакция рынка нефти на результаты переговоров в принципе подтверждает эту оценку. Цена нефти брент с поставкой в июне на торгах в Лондоне сейчас около 56,09 долларов за баррель, и никаких панических продаж не заметно. Более того, рынок находится в так называемом «контанго» т.е. цены на дальние сроки поставки сейчас выше чем на ближние, например брент, с поставкой в декабре этого года торгуется по 60,74 доллара, что очень плохо согласуется с паническими реляциями в СМИ о том, что рынок якобы ждет «обвала».
Суммируем: резкого падения цен не видно и даже самый идеальный вариант решения иранской проблемы не обрушит рынок нефти. На волне эйфории могут быть временные падения цены, но долгосрочных причин для понижения цены из-за договора по Ирану просто нет.
Может возникнуть резонный вопрос: если твердого и окончательного соглашения по Ирану еще нет, если нефть не обрушилась, и если фундаментальные причины для возможной региональной войны даже не начали устранять, то почему в СМИ такой переполох? Переполох был нужен прежде всего Обаме, ну а наши СМИ, неспособные создавать свою повестку, просто отразили то, что происходило в международном инфополе. Зато теперь вы знаете реальность, и она как всегда не оправдывает надежд всепропальщиков. Оно и к лучшему.
это я к 4 пункту. что свободной нефти больше не станет
По сишке, например...)