«Хоум Кредит» сократил свою розничную сеть в России за 2014 год на 26%, следует из отчетности банка. Оптимизация не спасла банк от убытка по итогам прошлого года в 5 млрд руб.
В 2014 году ХКФ Банк закрыл 1863 офиса и 22 региональных центра, следует из отчетности банка по МСФО. На оптимизацию розничной сети банк потратил 776 млн руб., говорится в отчетности. В эту сумму входят выплаты выходного пособия персоналу, расходы на транспорт и ремонт. В 2013 году расходы на оптимизацию составили 99 млн руб.
Все предыдущие годы банк увеличивал количество офисов: например, в 2013 году было открыто более 800 офисов. Несколько офисов было закрыто, поэтому у банка были расходы на оптимизацию и в прошлом году.
Оптимизация нужна банку, чтобы вернуться к прибыли, говорит и.о. предправления «Хоум Кредита» Юрий Андресов. Убыток банка в России в 2014 году составил 5 млрд руб. против прибыли в 10 млрд руб. по итогам 2014 года. Убытки стали следствием сокращения процентных доходов банка, которые, в свою очередь, снизились из-за высокой кредитной нагрузки населения и снижения платежеспособности заемщиков. «Строгий отбор заемщиков привел к сокращению объемов кредитования и снижению доходов», – уточнил Андресов.
Теперь банку надо снижать издержки, чтобы снова получить прибыль. Один из способов – закрытие офисов и развитие дистанционных каналов. «Мы расширяем возможности для оплаты услуг через банкоматы, терминалы, интернет и мобильный банк, сайт банка», – говорит Андресов. По его словам, большую часть услуг банк будет предоставлять через удаленные каналы, а в офисах останутся прием депозитов и консультации по сложным продуктам и услугам.
«Это вполне может сработать», – полагает вице-президент, главный аналитик Moody’s в России Александр Проклов. По его словам, успешным в дистанционном бизнесе до последнего времени являлся банк «Тинькофф». «В какой степени «Хоум Кредиту» удастся построить работоспособную дистанционную модель и какие результаты это даст в условиях рецессии в экономике, покажет время», – заключил Проклов.
«Хоум Кредит», так же как «Тинькофф», решил сделать акцент на развитии банковских карт. Андресов назвал карту «идеальным инструментом для дистанционного обслуживания клиентов».
Но полностью повторять бизнес-модель банка «Тинькофф» «Хоум Кредит» не планирует: он намерен сохранить кредитования в магазинах. «POS-канал дает нам около 2 млн новых клиентов ежегодно», – говорит Андресов. Действительно, за 2014 год число точек «Хоум Кредита» в магазинах увеличилось на 7 тыс. (до 97 тыс.).
Банк «Тинькофф» смог получить по итогам года прибыль в 3,4 млрд руб., несмотря на рост резервов и сокращение объемов кредитования.
«Хоум Кредит» занимает 7-е место по объему портфеля кредит ов гражданам и 28-е место по размеру активов. Конечным бенефициаром банка является чешский бизнесмен Петр Кельнер, который осуществляет контроль через зарегистрированную в Нидерландах PPF Group NV. Основной деятельностью банка является предоставление потребительских кредитов и других банковских услуг физическим лицам.
Карточный продукт самый страшный в плане навешивания долгов на людей.