Alexánder Zagorúyko
Alexánder Zagorúyko личный блог
07 марта 2015, 16:34

Тенденции

Размышления на тему рыночных тенденций.

Вообще говоря, тенденции или тренды — явления весьма распространенные не только в биржевой среде. В жизни мы привыкли употреблять для этого слово «мода»: мода на автомобили, одежду, АйТи специальности, заграничные путешествия на 7 дней в Турцию, походы в кино на экшены с попкорном… Словом, мода — это то, что, однажды возникнув, продолжается, развивается и набирает популярность. Важным является и то, что эта вещь крайне стабильная и инертная, поэтому при прочих равных условиях народ будет продолжать ездить за границу, поедать попкорн и покупать дорогие духи просто потому, что он так делал раньше.

Я бы выделил три этапа развития тренда:
* Неожиданное и при этом медленное зарождение.
Кто может предсказать, где будет следующий бум? Может изобретут домашний телепорт? А может повар-техник придумает скатерть-самобранку?
Узнать, где будет следующий тренд практически невозможно, потому что его возникновение связано с понятием «черный лебедь». Можно, конечно, поиграть в игру «угадайка» и придумать массу различных вариантов на тему «Завтра будет мода на ...». Но угадать новые тенденции сложно не только потому, что они возникают в неожиданном месте, а еще и потому что они проявляются постепенно. Кто помнит зарождение моды на мобильные телефоны, джинсы и компьютеры? В ретроспективе, конечно, все было предсказуемо...

Какая бы ни была инновация, она должна пройти стадию зарождения, иначе ее не примет народ. Если в воздухе витают идеи, противоречащие инновации, то ее просто-напросто «засмеют», так как народ будет «есть» только то, к чему он готов. Да, народ можно заставить «есть» что угодно, но для этого нужно развить в нем тренд, планомерно воздействуя на него...

Зарождение тенденции — это стадия сомнений, попыток и перелома в сознании. Этот этап практически не виден обычными людьми.

* Развитие.
Основной этап, когда идея начинает проникать в массы, привлекая все больше и больше сторонников (или противников). Важно понимать, что это происходит не за один день или даже год.
Этот период редко характеризуется чрезмерным всплеском интереса, поэтому не порождает экспоненциального взрыва. Нередко встречаются волны охлаждения или возникновения каких-либо серьезных проблем.

* Взрыв.
Вообще-то, этот этап может начаться очень быстро. Многое зависит от самой инновации, готовности народа, «случайности», гениальности...
Когда народ «пронюхивает фишку», мода обычно уже сильно набрала обороты. Если говорить в ценах, то народ всегда начинает покупать на максимумах, причем исторических.
«Покупка на исторических максимумах» не всегда означает делать глупости, так как в обычном (не биржевом) мире это позволяет покупать уже устоявшийся товар по невысоким ценам.
ЭВМ на заре своего существования стоили очень дорого, тогда как персональные компьютеры в 90-ых стали доступны многим по вполне приемлемым ценам.
С другой стороны: покупка тюльпанов в Голландии в 1630-ых годах, когда цена за один цветок достигала невероятных высот. Вот, что пишут об этом в Википедии:
«Постоянно растущие цены подбивали многие семьи из среднего и бедного слоев общества играть на бирже по продаже тюльпанов. Для того чтобы купить луковицы и перепродать по более высокой цене, закладывались дома, состояния и предприятия. Продажи и перепродажи производились множество раз, в то время как луковицы даже и не вынимались из земли. Состояния удваивались за мгновения. Бедные становились богатыми, богатые — сверхбогатыми. Торговля луковицами на бирже стала неконтролируемым рынком».

Экспоненциальный взрыв интереса — кульминация тренда, причем совершенно непредсказуемая с точки зрения масштабов и длительности. Часто такой взрыв заканчивается катастрофой:
«В феврале 1637 года число продающих превысило число покупающих и произошло неожиданное падение цен — за самые дорогие луковицы давали не более 300 флоринов. Началась биржевая паника; всего за одну ночь тысячи голландцев были разорены. К концу года цены упали в среднем в 100 раз».

Нельзя утверждать, что все тренды заканчиваются внезапным обвалом, но чем абсурднее взлет по сравнению с реальной ситуацией, тем болезненнее падение. Так как конец роста непредсказуем по времени и масштабам, то попытки встать на пути экспоненциального взрыва — это значит быть растоптанным и засмеянным свирепо настроенной толпой. Неважно правы вы или нет.
Я бы хотел отдельно заметить, что сравнивать якобы абсурдные цены с реальной ситуацией очень трудно, так как народ в целом уже живет новой модой! Все верят, что так и должно быть! Только человек далекий от веяний моды может трезво оценить происходящее.

Читал вот как-то историю испанской инквизиции и был удивлен, что в народе Томаса Торквемаду (основатель инквизиции) чуть ли не боготворили. Народ с удовольствием ходил смотреть на публичные казни, суды и ничего отвратительного в этом не видел! Это мы сейчас в ретроспективе видим всю порочность и жестокость того времени, а тогда это был тренд! И если ты был с ним не согласен — готовься жариться на костре. Жестокий тренд. Можно сказать, что испанская инквизиция — экспоненциальный взрыв религиозного тренда.

Вы можете сказать, что, мол, какое все это отношение имеет к торговле на бирже? Где Грааль?
А вот он:
Тенденции
На самом деле все вышесказанное относится и к биржевой торговле в той же мере. Большинство трейдеров не стремятся понимать суть процессов, их интересуют поверхностные вещи вроде индикаторов и торговых систем. Они ищут возможности заработать копейку там-сям словно разнорабочие, собирающие на бутылку пива мытьем посуды днем и разгружающие вагоны вечером. Такие трейдеры никогда не продержатся долго хотя бы потому, что не знают того, на что способен рынок. Они привыкли за свой короткий отрезок жизни видеть лишь смиренно настроенную толпу, благодушно им улыбающуюся. И вот они уже различают в толпе отдельных людей, их манеры и улыбку, пока однажды им не ответят гримасой дикой страсти, совершенно исказив все то, к чему они привыкли. Это новые перемены, мода и тренд.

На бирже, вообще говоря, трейдеры очень часто пытаются предвидеть тренды, покупая очередные донышки в расчете на разворот. Вероятность того, что именно это донышко окажется глобальным разворотом — ничтожно. Более того, покупая при глобальном нисходящем тренде без запаса времени и денег (с плечом), трейдер обрекает себя на возможность попасть на экспоненциальный взрыв — панику — и понести значительные убытки. Переход тренда из одного состояния в другое — вопрос большого количества времени в общем случае, а на практике это еще и означает перемену в сознании, что всегда происходит тяжело и медленно. Попытка поймать разворот при глобальном нисходящем тренде напоминает ставку на бомжа, что тот станет успешным бизнесменом. Большинство трейдеров так и торгуют — ставят на бомжа — так как хотят минимальных рисков и максимальных прибылей.
Попытки войти раньше других, взять маленький риск — все это идет «от бомжа». Трейдер стремится успеть поставить на очередную «инновацию» и угадать, сорвав куш. А настоящий тренд ускользнет от такого человека именно потому, что не даст того, к чему тот привык: низких рисков и предсказуемого поведения.

Торговля трендов всегда подразумевала под собой следование, а не предсказание. На практике это означает, что такой трейдер никогда не купит и не продаст раньше других (если, конечно, не обладает инсайдерской информацией). Также ему придется брать на себя повышенный риск, связанный с покупкой на высоких ценах в расчете на дальнейший рост.
Странно, большинство трейдеров так привязывается к конкретным рамкам и диапазонам цен, что выход из них воспринимается почти как гравитация в обратную сторону, то есть нечто совершенно нелогичное и неправильное. Вот это называется «мода на диапазоны». На самом деле иллюзия повышенных рисков связана исключительно с нашей оглядкой на историю.
Трейдер смотрит на цены и видит непонятный выход из привычного боковика. Естественная реакция — ждать возврата к прежним уровням, а покупка при текущих ценах рассматривается как глупая и совершенно неадекватная, ведь рынок не так давно был намного дешевле! Вдруг упадет на те же уровни! Жадность и старые привычки...
Общее правило: рынок не оглядывается на историю и ему интересны «уровни» только при отсутствии других идей.
Рыночный парадокс состоит в том, что можно поймать крупный тренд, но не суметь им воспользоваться в полной мере из-за привязанности к предыдущим ценам. Большинство тех, кто ловят тренды покупая донышки, никогда не смогут пересидеть колебания и сомнения на пути к экспоненциальному взрыву.

Торговать по тренду не означает непременно покупать при высоких ценах. Вообще говоря, можно покупать при любых ценах, ведь рынок будет еще выше! Рынок падает — покупать, растет — тоже покупать. Странно, но это подтверждается тем, что тренды никогда не заканчиваются сразу (кроме безумных взрывов пузырей). Если цены растут глобально, а потом в течение короткого промежутка времени обваливаются, то это совершенно не повод говорить о глобальном развороте. Если хороший человек вдруг кого-то обидел, то разве это повод ставить на этом человеке клеймо «козел»? Точно также: маньяку мало совершить один благородный поступок, так как «разворот его тренда» потребует много усилий и времени.
Плохие периоды в рамках хорошего долгосрочного тренда — лучше моменты для покупок. Хорошие периоды в рамках плохого долгосрочного тренда — самые плохие моменты для покупок.
Тренд наиболее силен тогда, когда выходит на исторические максимумы, так как становится неуправляемым (никто не знает примерную оценку) и постепенно превращается в экспоненциальный. Чем дольше идет тренд, тем он инертнее и стабильнее. Краткосрочные (тем более внутридневные) тренды по больше части случайны, хаотичны и переменчивы, так как в них нет устоявшихся «мод». Краткосрочный тренд можно сравнить с воодушевлением или вдохновением. По большому счету вдохновение не способно само по себе изменить человека без его длительной работы над собой.

А теперь риторический вопрос: вы верите, что вероятность продолжения тренда равна 50%? Мода на компьютеры, сотовые телефоны… нефть, золото пройдет завтра с вероятностью 50%?

Ладно, можно очень много рассказывать на эту тему, но, подозреваю, большинству это неинтересно. А жаль.

2 Комментария
  • Specialist
    07 марта 2015, 18:35
    Мода проё… ывать свои деньги на бирже, как была 100 лет назад, так и останется долгие годы вперед.
  • Добрый человек
    07 марта 2015, 22:34
    сейчас модно проепывать с помощью роботов или структурных продуктов

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн