Барак Обама потребовал от правительства Китая отменить введение законопроекта, схожего с российским законом о персональных данных. Китай уступать не намерен, что может вызвать уход американских компаний с рынка второй по величине экономики мира. Проблемы импортозамещения в Китае не возникнет: вместо Google у них есть Baidu, вместо Twitter – Weibo, также есть достойные смартфоны Xiaomi со своей версией Android.
Во вторник Обама лично потребовал от председателя ЦК КПК Си Цзиньпина изменить планы правительства КНР. «Мы ясно дали понять, что это то, что они должны изменить, если они хотят продолжить иметь деловые отношения с США», — заявил Обама в интервью Reuters.
Ситуация выглядит весьма неоднозначно. С одной стороны, на конференции Белого дома по кибербезопасности и защите потребителей в Стэнфордском университете 13 февраля 2015 года члены правительства США и сам президент Обама отчитались о рекордных показателях роста экономики США благодаря ИТ-компаниям, объявили ее «цифровой» и связали ее будущее с развитием американских высокотехнологичных компаний. Кроме того, США объявили сферой своих экономических интересов весь интернет, невзирая на географические границы, и пообещали решительно пресекать все попытки искусственно ограничить развитие своей интернет-отрасли при помощи дискриминационного законодательства и регулирования.
С другой стороны, Обама дал понять, что для борьбы с киберпреступностью и терроризмом ИТ-гигантам придется смириться с наблюдением и доступностью персональных данных для спецслужб, хоть это и постараются сделать менее заметным для пользователей при помощи технологий биометрической идентификации.
Само собой, такая политика не устраивает ни Евросоюз, ни Китай.
КНР последнее время и так болезненно реагировала на демонстративные обходы «Золотого щита» (системы серверов, фильтрующей контент на границе китайского сегмента глобальной сети) и рост популярности продукции Apple (особенно iPhone 6) в стране. США и компания Тима Кука не раз обвиняли китайские спецслужбы в попытке взлома iCloud. Большое влияние оказало и раскрытие информации о глобальной слежке американских и английских спецслужб Эдвардом Сноуденом.
Теперь КНР решила разыграть ту же карту, что и США. Китай планирует внести изменения в законодательство с целью обеспечить эффективное противостояние террористической угрозе со стороны исламских сепаратистов, ратующих за отделение крупнейшего административного района Синьцзян на северо-западе страны, известного также как Восточный Туркестан.
Правительство Поднебесной представило на общественное рассмотрение законопроект, схожий по сути с российским законом о персональных данных, который вступит в силу с сентября этого года.
Все интернет-компании, которые работают в китайском сегменте и с китайской аудиторией, должны будут хранить персональные данные китайских пользователей в дата-центрах, физически расположенных на территории КНР, и предоставлять записи о действиях пользователей по запросу силовых ведомств.
Однако это еще не все. Иностранные и китайские компании, продающие на территории КНР оборудование с применением шифрования данных, будут обязаны предоставить спецслужбам КНР специальные ключи для получения доступа к данным и каналам связи в случае необходимости.
Оборудование, которое будет использоваться в банковском секторе, также должно пройти соответствующую проверку и сертификацию.
Чуть ранее китайское правительство исключило из перечней товаров, разрешенных для госзакупок, оборудование и программное обеспечение таких крупных американских компаний, как Cisco Systems Inc., Apple Inc., Intel, McAfee и Citrix Systems. Несмотря на то что номенклатура товаров ИТ-компаний, закупаемых для государственных нужд, выросла с 2 тыс. до 5 тыс. за последние два года, заказы получат в основном китайские производители.
Для США все это очень неприятно, так как уже страдают продажи американских компаний, и дальнейший конфликт, который может повлечь уход с рынка КНР еще большего числа западных производителей, неизбежен.
Американские компании, бизнес которых зиждется на доверии пользователей по всему миру, окажут сильное сопротивление требованиям предоставить персональные данные пользователей и ключи к криптозащите, а значит, объемы продаж могут просесть в течение длительного времени, что уж совсем не вяжется с планами правительства США.
При этом надо отметить, что рынок Китая, в отличие от ЕС, имеет собственные аналоги американских гигантов: это и крупнейшая телекоммуникационная компания Tencent, и поисковик Baidu, и аналог Twitter — Weibo, и мессенджеры QQ и WeChat, и, конечно же, гигантский интернет-магазин Alibaba с платежной системой Alipay. Не будем также забывать и о Xiaomi Tech со своей версией Android, полностью независимой от Google.
И если российские компании, несмотря на все разговоры об импортозамещении, не смогут заменить своими продуктами американские, то китайские компании очень быстро займут образовавшиеся с уходом американцев свободные ниши.
Угрожая ухудшением торговых отношений с Китаем, Обама провоцирует конфликт, что, конечно, неприятно для некоторых китайских компаний. Например, Alibaba, которая только осенью прошлого года вышла на американский рынок и провела крупнейшее в истории электронной коммерции размещение ценных бумаг на открытом рынке.
Однако надо понимать, что Китай, в отличие от России, — это вторая экономика в мире, и конфликт с КНР окажется для США очень чувствительным. Можно, конечно, ссылаться на договоренности в рамках ВТО, но все же Китай принимает свои законы на своей территории, и в случае продолжения резких высказываний со стороны США конфликта не избежать. Эскалация конфликта, которая неизбежно за этим последует, может повлиять на всю мировую экономику.