Вчера мировые рынки акций упали. S&P 500 и STOXX Europe 600 оба показали минус 0.7%. В лидерах падения вчера были акции, связанные с нефтегазовым бизнесом. Так, Halliburton вчера упал на 4%, минимум с начала 2013. ConocoPhillips потерял 4%. Petrobras (Petroleo Brasileiro) обвалился на 6%. Причина, понятно, — нефть.
Не удивительно, что российские активы вчера также понесли потери. Так, “Газпром” потерял 4% (в рублях), а долларовые котировки Роснефти снизились на 3.5%.
Вчерашний обвал индекса РТС оказался самым большим по масштабу дневным падением с момента присоединения Крыма. Падают облигации по всему спектру, что может отражать напряженную ситуацию с банковской ликвидностью. Недостаток ликвидности возникает не только по причине действия ЦБ РФ, но и из-за того, что российские банки переходят в “оборонительную позицию”, желают иметь больше остатков на коррсчетах, опасаясь набега вкладчиков и просто из-за предосторожности. Падение рубля сдерживаются неликвидностью, которая замораживает кредит. А также тем, что ЦБ РФ показал, что что при курсе 54 и выше он начинает выходить на рынок и продавать валюту.
Вчера цены на нефь показали новый минимум за 5 лет, а брент снизился до 65/баррель. Новостных поводов для такого снижения мы не видим. Тренд на снижение сохраняется по причине недостатка спроса в мире по сравнению с избыточным предложением. Считается, что перекос (избыток) предложения составляет около 1 — 2 млн. барр. в день.
Если месяц назад многие наблюдатели ждали, что дешевая нефть — это временная ситуация, то сейчас довольно много комментариев, что дешевые цены будут сохраняться месяцы и, даже, годы.
WSJ публикует обзорную статистику, как выигриывают и проигрывают страны от снижения цен на нефть.
Для России случившееся снижение цен на нефть в пересчете в годовом выражении означает потерю порядка 100 млрд.долларов экспортных доходов (в 2013 экспорт был 593 млрд.), а это составляет около 5% от ВВП. Зато для стран, вроде Киргизии, с неразвитой экономикой снижение нефти приводит к росту доходов к ВВП аж на +13%.
В таблице далее мы приводим влияние для основных стран, в том виде как это рассчитано WSJ. Для уменьшения объема отфильтрованы страны у которых как положительное так и отрицательное влияние изменения цен нефти на ВВП меньше 3 млрд. долл. по модулю.
В левой части — проигравшие, в правой — выигравшие.
Интересные находки: влияние на экономику России в процентах от ВВП почти равно влиянию на экономику Норвегии. Большинство основных нефте-производителей из числа стран ОПЕК испытывают больше “боли” чем РФ, что можно трактовать, что “Россия — это не только нефть”.
Принято считать, что дешевеющая нефть способствует экономическому росту, поскольку оставляет больше доходов потребителям. Однако мы видели обратное утверждение, что падающая нефть снижает мировой рост. Причина в том, что страны производители нефти при низких ценах предъявляют меньше спроса на продукцию из развитого мира, так что общемировой ВВП снижается.
Журнал The Economist публикует статью о сланцевой нефти в США и их связи с ценами на нефть. Перечислим основные тезисы.
Приведем комментарий читателя к статье (без перевода).
Мы считаем, что низкие цены на нефть не продлятся слишком долго и возврат к уровням 70+ … 80+ за баррель крайне вероятен. Предположительно, после расплаты с внешними долгами в течение 2 лет (2015-2016) или снятия санкций рубль сможет начать восстановление. Самая правая шкала на графике показывает, какой может быть цель рубля через 2 года (в конце 2016). Но пока закрыт рынок долга он вряд ли будет расти и эта регрессионная зависимость пока не работает. Без санкций сейчас рубль “должен” был бы стоить около 40/доллар.
На сайте Коммерсанта опубликована серия интересных графиков по РФ. Мы рекомендуем посмотреть, а график ниже из нее показывает, как изменялись расходы на вооруженные силы РФ. Не так радикально, как говорят некоторые.
Лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами за № 059-09779-001000 выдана ФСФР России 21.12.2006г. без ограничения срока действия.Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00067 выдана ФСФР России 3.06.2002г. без ограничения срока действия.Настоящая информация не является рекомендацией по купле и продаже ценных бумаг, составлена на основе публичных источников, признанных надежными, однако ООО УК «Парма-Менеджмент» не несет ответственности за точность приведенных в обзоре данных. Аналитические материалы ООО УК «Парма-Менеджмент» являются внутренними документами компании, а также имеют цель информирование ее клиентов в рамках услуг доверительного управления и паевых инвестиционных фондов. Сотрудники компании, а также сама компания может владеть ценными бумагами, упомянутыми в данном обзоре напрямую или опосредованно, что может быть причиной конфликта интересов. Инвестирование в ценные бумаги сопряжено со значительным риском, и решения об инвестициях должны приниматься инвестором самостоятельно.
--
Основным вызовом при текущих ценах на нефть является массивный долг компаний, сосредоточенный в облигациях и банковских кредитах. Индустрия сланцевой нефтедобычи в США тратит примерно в 1.5 раза больше, чем зарабатывает, что приводит к соответствующему увеличению долговой нагрузки компаний. И все это в то время, когда цены на нефть падают.
Большинство компаний несет удивительно большие капитальные затраты, которые не покрываются за счет их доходов.
Для поддержания текущего уровня добычи в 2015 году должно быть пробурено порядка 3 500 — 4 000 скважин по цене 8-9 млн. $ за каждую. Это составляет порядка 30 млрд. $ капитальных расходов большую часть из которых нужно будет осуществить в следующем году.