Российские бизнесмены требуют отмены санкций в Европейском суде
Нефтяная компания «Роснефть» (президент –
Игорь Сечин) и бизнесмен
Аркадий Ротенберг подали в Европейский суд иски против Евросоюза. Поясним: суд в Люксембурге – высшая инстанция Суда Евросоюза, решения которой не могут быть обжалованы.
Как сообщает Financial Times, исковое заявление «Роснефти» требует отменить решение Европейского совета, который 31 июля ввел санкции, касающиеся российского нефтегазового сектора: запрет на поставки оборудования для глубоководной разведки и добычи нефти, работ в Арктике и на месторождениях сланцевой нефти в РФ.
Кроме того, в рамках последнего пакета санкций, введенного 12 сентября, Евросоюз ограничил доступ к рынкам капитала ЕС ряду российских компаний, в числе которых «Роснефть».
По данным издания, «Роснефть» для разработки юридической стратегии борьбы с санкциями наняла лондонскую компанию Zaiwalla & Co, которая специализируется в консультировании стран, попавших под санкции Запада.
Российская нефтяная компания подала иск 9 октября. А днем позже ее примеру последовал бизнесмен Аркадий Ротенберг, который летом попал в санкционные списки Евросоюза и Швейцарии.
23 сентября стало известно, что финансовая полиция Италии арестовала недвижимость, контролируемую Аркадием Ротенбергом. По данным итальянской прессы, среди арестованного имущества – четыре виллы и квартира на Сардинии, а также гостиница Berg Luxury, расположенная в центре Рима. Заморозка коснулась также принадлежащей Ротенбергу кипрской компании Olpon Investment Limited. Общая стоимость замороженных активов – около 30 миллионов евро.
Смогут ли российские бизнесмены добиться отмены санкций с помощью европейского правосудия?
– Решение ЕС о санкциях было чисто политическим, более того, оно было жестко продавлено Вашингтоном, – отмечает
декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – США не скрывают, что «прогнули» европейские страны, несмотря на недовольство европейского бизнеса, который несет убытки от введения санкционного режима. Пути назад у ЕС нет, поэтому вряд ли какая-либо европейская судебная инстанция может отменить, поколебать либо смягчить антироссийские санкции.
«СП»: — Зачем тогда Сечин и Ротенберг подали иски?
– Такие иски, на мой взгляд, необходимо подавать – и в Европейский суд, и по линии Всемирной торговой организации (ВТО). Это, прежде всего, имиджевый ход. Он позволяет России еще раз заявить свою позицию в вопросе санкций, и показать откровенное нарушение странами Запада международных экономических правил игры, которые они же установили. По сути, иски призваны будировать общественное мнение, наглядно демонстрируя западную политику двойных стандартов.
«СП»: — Как, если не через Европейский суд, добиться отмены санкций?
– Если говорить о практической стороне дела, нужно искать варианты обхода санкционного режима. Сейчас некоторые европейские компании пытаются открывать производства на территории России, но возможности продвижения в этом направлении ограничены. Перспективнее искать, так сказать, неформальные пути получения оборудования и технологий для той же глубоководной разведки и добычи нефти. Делать это нужно через третьи страны, которые не попадают под действие санкций, и могут оказать содействие России.
«СП»: — Европа может сама пойти на попятную, и смягчить санкционный режим?
– Брюссель может поменять свою позицию в вопросе санкций, только если ее поменяет Вашингтон. Это может произойти, например, если Барак Обама перестанет устраивать американскую элиту, и она возьмется за пересмотр некоторых решений, принятых нынешней администрацией Белого дома.
Либо Европе нужно самой освободиться от американского влияния, но такой возможности в ближайшей перспективе я не вижу. Наоборот, сейчас США предпринимают все усилия, чтобы подмять под себя европейскую экономику в рамках трансатлантического экономического партнерства.
Сейчас ситуация выглядит так: Запад готов вернуться к теме отмены санкций, только если произойдут кардинальные изменения на Украине. Именно с помощью украинских событий Запад пытается навязать свою волю РФ и «прогнуть» Москву.
«СП»: – Это для нас приемлемый вариант?
– Как показывает практика, идти на поводу Запада бессмысленно. Думаю,
Владимиру Путину никто из западных руководителей не простит Крым, что бы российский президент ни сделал. Даже если бы Путин вернул Крым и сдал Новороссию, и потом согласился выполнять все требования Запада, его, возможно, ожидала бы судьба
Слободана Милошевича.
Думаю, понимает это и лидер России, и российская элита. Именно поэтому Москва не готова идти на кардинальные уступки по Украине…
– Российские бизнесмены, лично пострадавшие от санкций, могут обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), – считает
адвокат Вадим Клювгант. – Но в этом случае заявителям нужно суметь доказать, что государство-ответчик, против которого они обращаются с жалобой, нарушило одно из прав, гарантированных Европейской конвенций о защите прав человека и основных свобод. Нужно указать, что в конкретной ситуации нарушена конкретная статья конвенции, и доказать это в состязательной процедуре. Если, конечно, ЕСПЧ сочтет такую жалобу приемлемой для разбирательства.
Можно, кроме того, добиваться отмены санкций по линии коммерческого арбитража. Общий принцип тот же: если компания считает, что нарушены какие-то ее права, она должна сослаться на международный договор или коммерческий контракт, где эти права зафиксированы, и доказать факт нарушения.
Насколько я понимаю, в данном случае речь идет об оспаривании решения государственных органов ЕС, причем решения внесудебного, принятого органами исполнительной власти. Я не знаю прецедентов, чтобы санкционные меры, введенные органами власти, были предметом рассмотрения в ЕСПЧ. Но в коммерческих арбитражных судах такие разбирательства бывают. Например, когда исполнительные органы замораживаю какие-то активы компании. С точки зрения судопроизводства, разбирательство в таких случаях – очень непростая, казуистичная и длительная процедура. В ряде случаев заявителю удается добиться судебного решения о разблокировании активов, в других – нет. Причем, предсказать исход дела заранее никогда нельзя – решение всегда зависит от конкретной ситуации…
svpressa.ru/economy/article/101324/
родину любят и соки сосут в рф?
вот пусть там и клемаются