Сможет ли расширение торгов китайской валютой на российской бирже снизить ущерб от санкций
Курс рубля в понедельник, 29 сентября продолжил свободное падение. Впервые в истории торгов доллар преодолел отметку 39,5 рубля, а евро, тем временем, вновь пробил психологический уровень в 50 рублей.Такого не было даже в дефолтном 1998 и кризисном 2009 годах. Как говорят аналитики, на рубль оказали давление усиление американской валюты и снижение стоимости сырья на мировом рынке, но самое главное — угроза новых санкций со стороны Евросоюза.
Но у
президента Владимира Путина есть тайный агент в борьбе по снижению негативного воздействия санкций на российскую экономику — Мистер Юань, пишет мировое агентство
Bloomberg. По словам издания, так банкиры начали скептически называть
управляющего директора по денежному рынку Московской биржи Игоря Марича, когда в 2010 году он организовал в России первый торговый рынок юаня за пределами Китая. А сейчас, когда в связи с санкциями Запада, в поиске заемных денег российские компании все чаще устремляются на Восток, прозвище Мистер Юань стало почтительным, констатирует Bloomberg.
По словам Марича, объем торгов парой юань/рубль на Московской бирже с начала года вырос в 10 раз, и достиг в августе 749 млн долларов. Правда, по сравнению с объемом торгов парой доллар/рубль, который составил 367 млрд долларов, этот показатель кажется мелким, но это пока. В условиях усиления санкций Евросоюза и США, и развития экономических отношений с Китаем, суточный оборот на бирже вскоре достигнет 1 млрд юаней, считает Марич.
«Я верю, что этого результата мы достигнем в течение года», — заявил Марич. Но возможно, с учетом того, что сейчас Россия рассматривает возможность принимать платежи в юанях по 30-летнему газовому контракту на 400 млрд долларов, подписанному с Китаем в ходе майского визита Путина в Пекин, Маричу удастся добиться этого результата даже раньше, чем он думает, констатирует издание.
Сегодня перед Россией открыты «исключительно большие возможности», ведь теперь она может торговать за юани и с Китаем, и с третьими странами, например, с Ираном, считает
председатель российско-иранского делового совета при Торгово-промышленной палате Виктор Мельников. Потому что Китай является крупнейшим импортером иранской нефти и покупает ее за юани, которые накапливаются в китайских банках на счете Центрального банка в Тегеране, рассказал Мельников. По его словам, Иран уже рассчитывался юанями за российские товары.
Периферия мирового капитализма
Самое интересное, что сейчас не только Россия начинает отказываться от доллара, но и другие развивающиеся страны, которые Международный валютный фонд (МВФ) презрительно называет «периферией мирового капитализма». Об это говорит статистика валютных резервов по всему миру, которая публикуется крайне редко. Основные источники такой статистической информации – МВФ и Банк международных расчетов. Последние опубликованные данные – на конец первого квартала 2014 года, рассказал «СП»
профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов.
По его словам, получение национальной денежной единицей статуса резервной валюты происходит на основе специальных критериев МВФ. И эти критерии сконструированы таким образом, что в разряд резервных валют «первого сорта» попадают лишь немногие денежные единицы: доллар США, евро, фунт стерлингов Великобритании и иена Японии. К резервным валютам «второго сорта» относятся швейцарский франк, доллар Канады, доллар Австралии и, с некоторыми натяжками, валюты скандинавских стран, не входящих в Евросоюз. А валютам стран периферии МВФ статуса резервных валют не предоставляет.
При этом если экономически развитые страны представляют в МВФ достаточно прозрачную картину своих международных резервов, то развивающиеся страны предпочитают не раскрывать валютную структуру своих резервов. Но целый ряд развивающихся стран уже давно накапливает в своих валютных резервах деньги «третьего сорта». Потому что они используются ими в двухсторонней торговле, их легче заработать, и они более востребованы для обслуживания двухсторонних экономических отношений. К тому же, отказ от накопления валют «первого» и «второго сорта» снижает риски санкций со стороны Запада.
Первым это начал делать Иран, против которого США проводит экономическую блокаду еще с 1979 года. Поэтому Иран уже давно отказался от накопления долларов в своих резервах, а недавно и от евро. Это произошло после того, как США подключили к санкциям Евросоюз и заставили его прекратить закупки иранской нефти. И теперь в международных резервах Ирана только китайские юани, индийские рупии, российские рубли и золото.
Как поясняет Валентин Катасонов, сейчас самой востребованной валютой, среди валют «третьего сорта» является китайский юань. И ряд стран Африки, Азии и Латинской Америки, не дожидаясь легализации юаня как резервной валюты со стороны МВФ, давно накапливают его в своих резервах. Уже на начало 2012 года, по оценкам экспертов, юань находился в международных резервах 12 стран. На сегодняшний же день Народный банк Китая имеет действующие соглашения о валютных свопах с центральными банками более 20 стран. Эти соглашения предполагают обмены национальными денежными единицами для обслуживания торговых и иных экономических отношений между Китаем и другими странами.
На втором месте российский рубль, который тоже уже давно включается в состав международных резервов некоторых постсоветских стран. Например, в международных резервах Белоруссии на российский рубль еще в 2011 году приходилось около 25%, более свежих данных нет. А учитывая, что Китай и Россия предполагают в ближайшие годы до половины своего взаимного товарооборота перевести в рубли и юани, рубли, естественно, станут значительной составной частью и китайских международных резервов, считает Валентин Катасонов.
Юань доллар не заменит
Россия начала кампанию по устранению монополии доллара, позволившей США стать паразитом мировой экономики, который печатает бумагу и живет в долг. Именно банки США, которые раздавали ипотечные кредиты направо и налево, в 2008 году спровоцировали самый глубокий со времени Великой депрессии финансовый кризис, который обернулся глобальной катастрофой. И это выявило необходимость создания противовеса возглавляемым США МВФ, Всемирному банку, и господству доллара в мире. Для России этот вопрос стал еще более актуальным после мартовского присоединения Крыма, который послужил толчком к первому раунду санкций.
И российские компании, которым закрыли дорогу к долларовым и евро займам, начинают все чаще пользоваться возможностью сэкономить на покупках за счет изменений, внесенных недавно регуляторами в России и Китая.
Поэтому, как рассказал Bloomberg Игорь Марич, в прошлом году Московская биржа перевела торги парой юань/рубль в так называемый «обычный» режим, что позволило увеличить долю китайского импорта в юанях с 2% до 8%. И если в 2010 году, когда были запущены торги юанем, в них приняло участие всего 9 банков, то в 2012 году торговали юанем уже 70 банков, а сейчас их число выросло до 140.
Каждый четвертый участник валютного рынка работает с юанем, говорит Марич. По его словам, кроме дочерних организаций крупнейших китайских банков сейчас активное участие в торгах принимают крупнейшие российские банки и брокерские компании, такие как Сбербанк, Брокерский дом «Открытие», а также российские дочки зарубежных банков – HSBC и Raiffeisen Bank, и региональные банки «Приморье», «Азиатско-Тихоокеанский банк». Другие банки постепенно к ним присоединяются.
Насчет того, что юань может использоваться в торговых отношениях, все ясно, но сможет ли юань заменить доллар и евро в финансовых операциях? С таким вопросом «СП» обратилась к представителю финансового рынка,
управляющему активами инвесткомпании Chebotarev Lab Юрию Чеботареву.
— Несмотря на бодрые заявления руководства биржи, объем торгов юанем на российском рынке совсем небольшой. Стоит обратить внимание, что информация о расширении торгов юанем появилась сразу же после сообщений о том, что некоторые российские банки начнут выпускать пластиковые карты, которые будут работать через китайскую платежную систему UnionPay. При этом они забывают, что UnionPay делает клиринг через Visa, поэтому любые денежные операции будут идти через нее. Так что это будет то же самое, просто придется платить лишнюю комиссию.
Думаю, что и то, и другое – просто политические акции. И даже если объем торгов догонят до миллиарда юаней, то это будет все равно мизер – чуть больше 200 млн долларов. Для сравнения, один только долларовый фьючерс на индекс РТС оборачивает за торговый день 8 млрд долларов. К тому же, фьючерсы на юани на российской бирже мертвые – торгов по ним практически не происходит. Да, в торговых отношениях юань вполне может использоваться, и закупают его именно для этого, но объемы очень маленькие. Это может помочь нам выстраивать отношения с Китаем, но не надо забывать, что и в Китае есть компании, которые органично вписаны в мировую систему, и торгуют только за доллары и евро.
svpressa.ru/economy/article/99460/