Акции и облигации российских компаний падают. Падает и рубль. У этого явления сложно усмотреть какую-то одну основную причину – свою роль сыграли и угрозы США и Европы ужесточить санкции, и экономика в фазе стагнации, да и каждый новый поворот в украинском кризисе дополнительно сказывается на курсе российских бумаг.
Конкретно сегодня (28.07.2014) значимым фактором в этом падении безусловно стало решение международного арбитражного суда Гааги, что Россия должна выплатить аж 50 миллиардов долларов бывшим акционерам нефтяной компании ЮКОС. В 2004 году компанию национализировало государство в рамках того, что суд назвал «коварной и продуманной экспроприацией имущества», а ее глава Михаил Ходорковский десять лет провел в тюрьме.
Роснефть, теперь крупнейшая из котирующихся на бирже нефтяных групп в мире, получила большую часть активов ЮКОСа в собственность по аукциону, после того, как компанию вынудили объявить о банкротстве сокрушительными налоговыми претензиями. Как на Роснефть, так и на ее председателя правления Игоря Сечина недавно властями США были наложены финансовые санкции.
Хотя 50 миллиардов долларов — безусловно, огромная сумма — по сравнению с российскими резервами это ничто. Тем не менее, Россия, вероятно, подаст на апелляцию, аргументируя тем, что международный договор к энергетической хартииКремль когда-то подписывал, но позднее отказался ратифицировать. Решение суда, изложенное на 615 страницах, включает в себя доказательства прямой ответственности государства за развал ЮКОСа и определяет ущерб, понесенный бывшими акционерами огромной и сложной компании.
Решение суда о ЮКОСе, в теории, означает, что большое число активов российского государства и находящихся по всему миру, под угрозой изъятия, поскольку членами арбитражного суда Гааги являются более сотни стран. Но получение возмещения по решению суда может стать проблематичным.
По одному из немногих решений арбитражного суда, по которому Россия должна была возместить кому-либо ущерб – 2,35 миллиона долларов, присужденные в 1998 году одному немецкому бизнесмену, удалось получить до сих пор только часть средств. В связи с этим делом было отобрано здание в Швеции, находившееся в собственности российского правительства, и некоторые российские суда стали обходить стороной эту страну, опасаясь аналогичной судьбы. Это перекликается с недавним арестом аргентинского корабля хедж-фондом, пытающимся получить компенсацию за безнадежный кредит.
Момент, в который было объявлено это решение суда, для Кремля крайне неудачный – прямо сейчас происходит сильнейшее противостояние России и Запада в связи с ситуации с Украиной. Но поскольку дело рассматривали с 2005 года, то вряд ли можно сказать, что решение специально объявили именно сейчас. (Хотя повторное открытие британским правительством надолго приостановленного дела об убийстве разведчика Александра Литвиненко, в котором, согласно обвинению, замешан Кремль, явно произошло именно сейчас не случайно.)
В любом случае, решение суда по делу ЮКОСа – это еще один удар по репутации России среди международных инвесторов. Российский Центробанк неожиданно поднял на прошлой неделе процентные ставки в попытке понизить инфляцию за счет ослабления экономического роста. Крупные финансовые управляющие заявляют, что «глобально переосмысляют» свою готовность финансово участвовать в рынках России в контексте назревающего ужесточения санкций.
Неизвестно, повлияет ли давление на российские активы на политику Владимира Путина, но нет сомнений в том, что для международных инвесторов страна становится парией, самой низшей прослойкой общества, и они прекращают иметь с ней дела.
Перевод с ресурса
Quartz