- Потребительский спрос в России продолжает испытывать давление растущей задолженности и минимального увеличения реальной заработной платы
- Политический конфликт с Украиной в первую очередь несет опасность дестабилизации денежно-кредитных условий
- Чистый отток капитала, сокращающий базу для выдачи кредитов, заставляет ЦБ увеличивать собственное кредитование коммерческих банков, создавая потенциальные риски роста цен
- На летних заседаниях ЦБ, определив ключевые ставки, придется сделать выбор между стимулированием экономики и выполнением плана инфляции
Пересмотр прогнозов предвещает замедление экономического роста третий год подряд
В конце апреля многие международные и российские экономические организации пересмотрели в худшую сторону прогноз роста российской экономики в 2014 году. Наиболее пессимистичный сценарий представил МВФ, ожидая увеличения ВВП на 0,2%, чуть лучше прогноз – 0,5%, дают ОЭСР и Минэкономразвития. Это означает, что спад в российской экономике может продолжиться третий год подряд, а второй и третий квартал 2014 года покажут так называемую техническую рецессию, то есть сокращение ВВП в квартальном выражении.
Изменить первичные оценки, обещавшие умеренное ускорение роста (в среднем до 2% по сравнению с 1,3% в 2013 году), заставил конфликт с Украиной. Среди главных причин числится неопределенность в политической ситуации, ускорение чистого оттока капитала и ужесточение денежных условий вследствие роста ключевых процентных ставок. Отметим, что представленные факторы могут лишь продолжить негативный тренд, который начался еще в середине 2012 года и стабилизировался во втором полугодии 2013 года.
Источник: Thomson Reuters
Замедление роста заработной платы ведет к сокращению потребительского спроса
Экономические индикаторы апреля указывают на продолжение падения темпов роста заработной платы. Скорректированный на величину инфляции показатель увеличился всего на 0,8%, что является минимумом с начала 2011 года. Стагнирующие доходы населения являются одной главных причин сокращения потребительского спроса. Его главный индикатор – розничные продажи в апреле вырос всего на 2,6%, что было бы неплохо для многих европейских стран, но не для России. В среднем за последнее десятилетие «ритэйл» рос на 8%, даже с учетом кризисного периода.
Источник: Thomson Reuters
Последние три года российский потребитель формирует опасную тенденцию, связанную с набором задолженности, превышающей темп роста заработной платы. Если в начале 2011 года средний долг по кредиту работающего человека составлял 21% от его годового дохода, то к весне 2014 года, показатель почти достиг 40%. Необходимость обслуживать долг стала одной из причин замедления темпов кредитования. С середины 2012 года начинается их резкое сокращение с 42% до 27%. Падающие доходы при этом не позволяют сократить отношение задолженности к ним.
Источник: Thomson Reuters
На сокращение темпов кредитования также повлиял рост процентных ставок по кредитам для физических лиц. Средневзвешенные ставки на кредиты длительностью свыше одного года в течение 2012 года выросли с 17% до 20%, что стало следствием падения темпов притока средств в банковскую систему (прежде всего в виде вкладов населения) и роста ставок межбанковского рынка после финансового кризиса в Греции во второй половине 2011 года.
Источник: ЦБ РФ
Разница между растущим спросом на кредит и недостаточным притоком средств в банковскую систему была компенсирована Центральным Банком, который с конца 2011 года начал операции по предоставлению ликвидности коммерческим банкам. К настоящему времени задолженность финансовых организаций перед ЦБ достигла 5 трлн. рублей или 9% от всех пассивов банковской системы.
Подмена источников финансирования потенциально несет высокие инфляционные риски. В текущих условиях ЦБ может себе их позволить, так как последние годы наблюдается замедление темпов роста денежной массы. Ускорение инфляции заставит ЦБ сократить ликвидность для коммерческих банков, которые будут вынуждены искать её, привлекая сбережения населения. Главным инструментов этого станет повышение ставок по депозитам, а, следовательно, и по кредитам, что может вызывать спад в деловой активности. Чрезмерная зависимость банков от ЦБ в конечном счете ведет либо к инфляции, либо к замедлению экономики.
Источник: ЦБ РФ
Снижение инвестиций – ответ на слабый спрос и подорожавший кредит
Замедление темпов кредитования с середины 2012 года наблюдается и в корпоративном секторе, темпы роста которых, сначала остановились на отметке 22%, а к середине 2013 года снизились до 16%. Условия получения кредита, также как и в случае с физическими лицами, ужесточились – средние ставки выросли приблизительно на два процента. В 2013 году, благодаря возобновлению притока вкладов и дополнительной ликвидности от ЦБ, стоимость кредита практически вернулись к уровню 2011 года.
Источник: ЦБ РФ
Падение потребительского спроса и ухудшение условий кредитования, заставило компании пересматривать свои инвестиционные проекты. В 2013 году впервые с кризисного периода инвестиции в основной капитал показали снижение, достигнув максимального падения на 7% в годовом выражении. Весной 2014 года инвестиции показывают чуть лучшую динамику – снижение на 3-4%, при определенном оживлении в промышленном производстве, которое в апреле выросло на 2,4%, по-видимому, за счет загрузки существующих мощностей.
Источник: Росстат
Дестабилизация финансовой сферы – главный итог первой половины года
Сохранение цен на нефть на уровне 100$ за баррель ограничила роль экспорта сырья и нефтепродуктов в качестве главного фактора роста российской экономики. Замедление ведущего торгового партнера – Еврозоны привело к тому, что российский экспорт перестал расти с начала 2012 года.
Источник: Thomson Reuters
Снижение влияния главного фактора экономического роста последнего десятилетия привело к большей роли денежно-кредитной политики. После греческого кризиса увеличились процентные ставки на межбанковском рынке, приток вкладов в банковскую систему замедлился, что вызвало увеличение процентных ставок по кредитам в реальном секторе.
Компании на это ответили сокращением инвестиционных проектов и заработных плат, а физические лица, нарастив долговую нагрузку, стали меньше потреблять. Восстановление финансовой стабильности и дополнительная ликвидность со стороны Центрального Банка позволили стабилизировать темпы кредитования во второй половине 2013 года, а бизнес даже начал их увеличение в первом квартале 2014 года.
Без политических шоков 2014 год должен был стать периодом умеренного восстановления российского рынка кредитования, инвестиций, промышленного производства и потребительского спроса. Для этого нужен был стабильный финансовый рынок с разумной поддержкой ЦБ. Важнейшей же задачей правительства было не допустить увеличения чистого оттока капитала из страны, который является потерянной базой для выдачи новых кредитов.
Начало года нарушило оба пункта, необходимых для стабильной денежной политики. Падение курса рубля в январе 2014 года и начало конфликта с Украиной вынудило ЦБ пойти на увеличение ключевых процентных ставок с 5,5% до 7,5%. Это может привести к росту стоимости обслуживания долга коммерческими банками перед регулятором и потенциальному удорожанию кредита для реального сектора.
Источник: Thomson Reuters
Чтобы не допустить этого, Центральному Банку нужно начать постепенное возвращение к ключевым процентным ставкам, предшествовавшим украинскому кризису, на летних и осенних заседаниях. Ограничением для смягчения денежной политики является рост потребительских цен, который в апреле ускорился до 7,3%, что не соответствует заявленной ЦБ задаче ограничить инфляцию до 5% по итогам 2014 года. Текущая экономическая ситуация такова, что регулятору придется выбрать между выполнением инфляционного плана и экономическим ростом.
И что значит «Вовлечены мощности, потерянные в кризисный период.» — уже 6 лет после кризиса прошло, столько времени терялись?