Александр Шадрин
Александр Шадрин личный блог
22 сентября 2011, 20:42

Volkswagen & Porsche: Давид против Голиафа


Начало тут http://smart-lab.ru/blog/16864.php
                  http://smart-lab.ru/blog/17083.php

    Экономический кризис начала 90-х застал Porsche не в лучшей форме. В эти годы объёмы производства снизились, компания несла убытки. В 1993 году очередным руководителем Porsche был назначен Венделин Видекинг. 


    Усилия Видекинга стали очевидны уже под конец 1996 года, когда поступил в продажу центральномоторный родстер Boxster (тип 986), ставший носителем нового лица марки. Автор его дизайна — Харм Лагаай, возглавлявший работы над экстерьерами всех Porsche 90-х и первой половины 2000-х годов, при создании облика отталкивался от ранних машин компании — открытых 550 Spyder и 356 Speedster. Название модели искусственное и образовано из двух слов — boxer (то есть оппозитный мотор) и roadster. В отличие от своих предшественников, чьи открытые версии переделывались из закрытых, Boxster с самого начала проектировался как открытый автомобиль. Единственным вариантом в линейке был родстер с 2,5-литровым 6-цилиндровым оппозитным двигателем, пока к нему в 2000 году не присоединился Boxster S (3,2 л). Новый компактный спорткар по относительно невысокой цене был очень тепло принят рынком и возглавлял итоги годовых продаж Porsche вплоть до 2003 года, пока его не обогнал дебютировавший годом ранее Cayenne. Производственных мощностей единственного завода не хватало, и часть автомобилей Boxster собиралась в Финляндии, силами компании Valmet Automotive. Его конкурентами были Audi TT Roadster, BMW Z3 и Mercedes SLK, которые тоже являлись родстерами и появились практически одновременно с изделием от Porsche.



    При Видекинге в Porsche произошел прорыв в развитии, например за 10 лет с 1995 год по 2005 год: продажи автомобилей выросли в 4,49 раз, выручка в 4,57 раза, чистая прибыль в 31,6 раз, дивиденды стабильно росли. Акционеры Porsche были довольны (до 2005 года точно), например инвестиции в размере €10000 сделанные 31 июля 1995, через 10 лет — 31 июля 2005 года уже равнялись €203296 (включая дивиденды)!!! У компании Porsche была самая большая чистая прибыль на один проданный автомобиль (например, в 2006 году €14133, а у Volkswagen для сравнения €481).
    На гребне волны, имея очень хорошие финансовые показатели к 2005 году (ROE более 25%, у того же VW было всего 4,75%!!!) руководство компании, конечно, при поддержке семей Порше и Пиех приступили к исполнению амбициозного плана по поглощению Volkswagen AG, так сказать по возврату «семейной собственности».
     Если сравнивать две компании на 2005 год, это и в правду был «Давид и Голиаф», в сравнение Porsche с Volkswagen: кол-во сотрудников 11 900 человек против 370 000 человек, кол-во проданных автомобилей  88 379 шт. против 5 192 576 шт., собственный капитал €3,41 млрд. против €23,6 млрд., выручка €6,33 млрд. против €94 млрд., чистая прибыль €0,783 млрд. против €1,12 млрд., капитализация €11,45 млрд. против €17,78 млрд., дивиденды €87 млн. против €498 млн. Кроме размера чистой прибыли размеры компаний не соизмеримы. Да, эффективность бизнеса у Porsche была очень высокая, ROE с 2005 года с 25% поднялась еще выше – более 50% в 2007 году, но это же не повод разбрасываться деньгами, ведь за дешево такую компанию как Volkswagen  никто не продаст, значит, придется переплатить. Классический случай, когда компания-захватчик при поглощении пострадает на все 100%, а точнее акционеры пострадают, но тут вообще был гипертрофированный случай.
       Я считаю, что если у компании больше нет возможности инвестировать в себя или сторонние бизнесы с приемлемой нормой доходности, то лучше компании выплачивать всю чистую прибыль акционерам, чем ввязываться в поглощения других компаний с менее эффективным бизнесом, тем более увеличивая долговую нагрузку. И ради чего, чтобы потешить самолюбие членов семей Порше и Пиех («вот вернули компанию, которую основал их дед»), и увеличить власть наемных топ-менеджеров (чем больше бюджет, тем больше власть)? Такие логичные вещи, почему очень часто не принимаются в расчет, ведь это не первый и не последний случай в корпоративном мире. Лучше акционеры полученные дивиденды используют сами по своему усмотрению, чем это сделают наемные руководители (они зачастую ведут себя, как при «советской власти» — «путают своих и овец компании»).
      Но когда очень сильно хочется, то можно! С 2005 года начались скупка акций VW со стороны Porsche. В начале октября 2005 компания объявила о приобретении доли на 18,53 % в Volkswagen AG (VW AG). На июнь 2006 доля Porsche AG в VW AG повысилась к 25,1 %, давая Porsche возможность блокирования, посредством чего Porsche могло наложить вето на важные корпоративные решения, предпринятые VW AG. 26 марта 2007 Porsche уже имел долю акций Volkswagen AG к 30,9 %.
       Тут стоит упомянуть «закон о Фольксвагене». Дело в том, что ещё в середине прошлого века в Германии был принят закон, который уравнивает в правах обладателей, имеющих более 20% акций. Сделано это было в целях защиты Volkswagen от поглощения иностранными компаниями, за что директива и получила название «Volkswagen Law». При содействии так называемой «Volkswagen Law», у любого акционера с больше чем 20 % долей избирательных прав есть вето над любым корпоративным решением на ежегодном общем собрании, но в действительности, любой акционер в VW AG не может осуществить больше чем 20 % голосующих прав, независимо от их уровня владения акциями. (Местному правительству земли Нижней Саксонии принадлежит 20,1 % акций).
      Однако оказалось, что этот закон противоречит правилам Евросоюза о свободном движении капитала. Был запущен судебный процесс относительно «Фольксвагеновского закона». Европейский Суд в своем решении от 23 октября 2007 года увидел в нормах закона, устанавливающих некоторые преимущества для государства-акционера, нарушение требований Европейского права и призвал правительство Германии изменить закон. В дальнейшем в новой редакции закона предполагается, что для получения полного контроля над Volkswagen AG необходимо иметь 80 процентов акций. Для других немецких компаний этот порог составляет 75 процентов. Таким образом, компания Porsche,  не получит необходимый пакет акций для принятия единоличных решений и будет вынуждена всегда заручаться поддержкой правительства Нижней Саксонии. «Закон Volkswagen », вокруг которого разгораются нешуточные баталии между ЕС, Porsche и правительством Германии, действовал на протяжении 57 лет. Его главной задачей была защита компании Volkswagen AG от поглощения другими корпорациями, а также защита прав 80 тысяч работников в Нижней Саксонии.
      16 сентября 2008 Porsche увеличил долю акций VW еще на 4,89 %, в действительности взяла под свой контроль компанию, с долей больше чем 35 % избирательных прав.
      28 октября 2008 Porsche объявил о владении 42,6 % обыкновенных акций VW, и плюс фондовые опционы колл (на покупку) доли акций еще на 31,5 % (в итоге 74,1%). До полной победы Porsche оставался всего один шажочек. В этот момент произошел один из самых знаменитых корнеров — Volkswagen AG на несколько часов стала самой дорогой компанией в мире, поскольку курс акций повысился выше €1 000 за акцию, когда короткие продавцы попытались покрыть свои позиции. О данном корнере подробнее далее.
      На фоне экономической борьбы двух корпораций, разворачивался не менее интересный семейный конфликт двух семей Порше – Пиех, которые исторически всегда ассоциировались с названиями крупнейших автомобильных концернов Германии.
 

    Ссорились 71 летний миллиардер Фердинанд Пиех (председатель наблюдательного совета Volkswagen и по совместительству внук знаменитого Фердинанда Порше) и его двоюродным брат — 73 летний Вольфганг Порше, который занимает аналогичный пост в Porsche. Война разразилась не на пустом месте. У братьев разные взгляды на управление компанией Volkswagen, которую активно пытается приобрести Porsche.
    Вроде бы братьям надо было договориться и, по-тихому поделив прибыль, продолжить управление компаниями. Пиеху – самым крупным производителем Volkswagen, а Порше – самым уcпешным автоконцерном Porsche. Но не тут-то было. Последний камень в огород Porsche бросил Пиех, когда не пришел на заседание правления, посвященное технической кооперации Porsche с VW и Audi. В результате он подставил своего брата Вольфганга и компанию Porsche под удар – для любого решения, например по использованию технологий Audi в автомобилях Porsche, им теперь придется спрашивать разрешения у меньшинства – профсоюза рабочих Volkswagen. Надо сказать, что «сотрудничество» Пиеха с профсоюзами и раньше сходило ему с рук.
    Двумя годами раньше он добился смещения тогдашнего генерального директора Бернда Пишетсридера. Несчастный узнал о заговоре с профсоюзами и своем смещении из немецкой прессы.
    Федеральная земля Нижняя Саксония, где расположена штаб-квартира автоконцерна, очень заинтересована в сотрудничестве с Пиехом. Volkswagen является самым крупным работодателем Нижней Саксонии. Нижнесаксонский премьер-министр Кристиан Вульф, входящий в наблюдательный совет VW, также заинтересован в сохранении рабочих мест в своем регионе, что ставит его в один лагерь с Пиехом и профсоюзами.
    Согласно данным Немецкой волны, в немецкой прессе ходили слухи о том, что Пиех намеревался сместить генерального директора Porsche Венделина Видекинга из совета директоров VW и использует профсоюзы для ослабления влияния в VW своих родственников из Porsche.
     По мнению специалиста аналитической компании Global Insight Кристофа Штюрмера, которого приводит Немецкая волна в качестве эксперта, суть конфликта заключается в различном подходе к ведению дел у  двух братьев Пиех и Порше. «Прибыль для Пиеха второстепенна по сравнению с блестящими инженерными достижениями. Пиех — это один из самых талантливых на планете инженеров в области автомобилестроения. Он хочет стать Микеланджело в автомобильном мире», — говорит он.  Однако, несмотря на рост прибыли и известность, больше всего не нравятся планы Пиеха Видекингу, считает Штюрмер. «Видекинг отличается иной корпоративной культурой. Он нацелен на извлечение прибыли путем сокращения затрат и даст отпор любому, кто вмешивается со своим мнением о ведении дел», — указывает он.
    Дело дошло до того, что непосредственно перед биржевой эпопеей Volkwagen, председатель наблюдательного совета компании Porsche Вольфганг Порше получил поддержку со стороны других членов кланов Порше и Пиех в вопросе лишения Фердинанда Пиеха поста председателя наблюдательного совета концерна Volkswagen, По словам источника в окружении Порше, вопрос уже был решен, и остается выбрать время и метод. Однако в последний момент братья все же нашли общий язык. Porsche пошел на уступки пред профсоюзом и Пиехом в обеспечении занятости рабочих (крупных увольнений после покупки последовать не должно), а Пиех перестанет ставить палки в колеса компании Porsche.
    Продолжение следует...
0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн