Директор одной из ведущих аудиторско-консалтинговых организаций — Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев заявил в интервью bbcrussian.com, что падение российского рубля не стало прямым следствием событий на Украине и не связано с угрозой войны.
По словам Николаева, одной из главных причин является макроэкономическая слабость России и существенный отток капитала из страны, который по итогам 2014 года может достичь 150 млрд долларов.
Курс российской валюты в понедельник
Нажать упал до исторически низкого уровня — курс доллара на московской бирже взлетел до 37 рублей, а евро достигал уровня 50,7 рублей.
Для спасения рубля центробанк России принял экстренное решение временно повысить ключевую ставку с 5,5% до 7%, после чего обвал курса российской валюты приостановился.
С
Игорем Николаевым — профессором Высшей школы экономики, автором книги «Сколько стоит Россия» беседовал корреспондент Русской службы Би-би-си
Рафаэль Сааков.
Би-би-си:Насколько нынешнее падение рубля связано с украинскими событиями и могут ли власти списать это на конфликт?
Игорь Николаев: Это на самом деле ожидаемое углубление падения рубля. Были бы последние события с Украиной или не было бы их, все равно рубль бы падал. Для ослабления рубля есть фундаментальные причины — это макроэкономическая слабость России. Чистый отток капитала в одном только январе — около 17 млрд долларов США, и это фактически годовой ориентир. Когда происходят еще подобные события, это просто ускоряет процесс ослабления.
Очевидно, что при обострении геополитической ситуации рубль, как потенциально слабая валюта, падает еще быстрее. Это мы сейчас и наблюдаем. Попытка списать всё на украинские события будет, причем даже и пытаться не надо, потому что многие действительно ассоциируют падение рубля с тем, что происходит в российско-украинских отношениях.
Би-би-си: Можно ли ждать каких-то изменений в ближайшее время, если украинский кризис будет преодолен без военных действий?
Игорь Николаев: Курс будет отскакивать временами, даже покажется, что вроде бы падение остановилось, но его траектория устойчивая. Поэтому затянется это надолго, с какими-то «отскоками», но рубль будет ослабевать. В российской экономике — проблемы, они большие, они структурные, они институциональные. И вообще экономика отягощена многими обязательствами популистского характера. Чтобы их выполнить, надо повышать налоги, а это еще более дестимулирует экономику. В общем проблем много, поэтому рубль не развернется в ближайшее время. Обвального падения удастся, скорее всего, избежать только по той причине, что международные резервы ЦБ позволяют это сделать.
Посмотрите, как действует центробанк — он резко поднял основную ставку на полтора процентных пункта, это даже не ставка рефинансирования, а основная ставка, которая важна для перспектив кредитования. То, как сейчас борются с этими скачками курса, еще больше дестимулирует экономику. У нас потребительское, инвестиционное кредитование будет вообще затухать, а если в макроэкономике нелады, то и с курсом будут нелады, потому что невозможно представить ситуацию: слабая экономика — сильная национальная валюта. Это перспектива ослабления рубля не ближайших дней или недель, то есть это не краткосрочная и даже не среднесрочная, это перспектива на долгие месяцы.
Сигнал для бизнесменов
Би-би-си: Была ли альтернатива повышению ключевой ставки с целью спасения рубля?
Игорь Николаев: Можно было бы усилить валютные интервенции, но и у того, и у другого инструментария есть свои плюсы и минусы. Когда валютные интервенции увеличиваются, но сохраняется такая ставка, то сохраняется и возможность для валютных спекуляций не со стороны физических лиц, а со стороны крупных игроков. Если мы выбираем не валютные интервенции, а поднимаем ставку, то пожинаем как раз плоды того, что экономический рост будет в еще большей степени дестимулирован. В том-то и проблема, что выбора в инструментарии у центробанка не так много. Выбрали этот путь, но я думаю, что с помощью валютных интервенций было бы предпочтительнее как-то стабилизировать ситуацию.
Би-би-си: В Вашингтоне заявили о возможности введения санкций, в том числе замораживания активов российских предпринимателей и ухода американского бизнеса из России. К чему это может привести?
Игорь Николаев: Если до этого дойдет, безусловно, это достаточно сильный удар. Это мощный фактор, который может еще больше ослабить рубль. Происходящее на рынке очень чутко и очень восприимчиво именно к реальным действиям. На самом деле боевых действий [на Украине] сейчас не ведется, ничего подобного. Было обращение в Совет Федерации, получено одобрение, но уже этого достаточно для того, чтобы ситуация на валютном рынке столь резко обострилась. Конечно, решение заморозить активы — совершенно другого рода, но это уже реальное действие. А когда предпринимаются реальные шаги, они оказывают гораздо большее влияние. Это будет мощный сигнал для тех наших бизнесменов, которые выводят деньги. Мы же понимаем, что это не киприоты выводят деньги на Кипр, и не жители Люксембурга [в Люксембург]. Поэтому, как ни парадоксально, решение со стороны США ускорит отток российского капитала из России, и это будет гораздо более значимый и болезненный момент.
Би-би-си: Сейчас под угрозой срыва находится проведение июньского саммита G8 в Сочи. Какими могут оказаться экономические последствия такого решения для России?
Игорь Николаев: Это отток капитала, который и так большой — 17 млрд долларов только в январе. Это примерно тот уровень оттока, который был зафиксирован в 2008 году. По итогам года мы можем получить отток и в 150 млрд долларов и больше. Это очень значимо с точки зрения нагрузки, с точки зрения валютного курса, с точки зрения рисков для международных резервов Банка России, а именно их придется все-таки расходовать на то, чтобы относительно поддерживать хотя бы этот курс. Регулирование ставки, как я уже говорил, имеет определенные издержки. Поэтому решение по G8 прямо влияет на величину чистого оттока капитала из России.
www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/03/140303_russia_rouble_collapse_analysis.shtml