Richard Kuzin
Richard Kuzin Новости рынков
06 декабря 2013, 23:38

ОПЕК теряет былое могущество

Картелю все труднее регулировать цены: его нынешних рычагов для этого уже недостаточно.

«Мы все удовлетворены», – возвестил журналистам саудовский министр нефти Аль аль-Наими в штаб-квартире ОПЕК в Вене. Заседание Организации стран – экспортеров нефти 4 декабря оставило, однако, двойственное впечатление. Основные ожидания оправдались. Картель сохранил объемы добычи нефти: в итоговом заявлении значились все те же 30 миллионов баррелей в сутки, и с привычным припевом – «квоты и цены в порядке, менять ничего не надо». По крайней мере, до 11 июня следующего года, когда состоится следующее заседание.

Год уходящий выдался нетрудным: Ливия и Нигерия резко сократили добычу, но мощностей Саудовской Аравии хватило, чтобы «попасть» в квоту. Нефтяные цены вполне стабильны и держатся у исторических максимумов. Все идет к лучшему в этом лучшем из миров? Увы.

В кулуарах ОПЕК – казалось бы, монолитной и внушительной, – неспокойно. Виной тому открытый бунт Ирана, который, как выяснилось, не прочь поддержать Ирак с Ливией. Тегеран, обрадованный ослаблением западных эмбарго, заявил: квоты там или не квоты, а он намерен вернуться к досанкционным показателям добычи – с 2,7 до 4,2 миллиона баррелей в сутки. «И пусть баррель падает хоть до 20 долларов», – рубанул министр нефти Ирана.


Иракцы с ливийцами вторили: а мы чем хуже? И мы тоже врубим насосы на полную мощность. Багдад уже давно полон залихватских планов развития экспорта, а Триполи заявил, что вот-вот уладит крупную внутреннюю распрю, которая вынудила его в несколько раз сократить отгрузку сырья. Впрочем, потесниться никто не захотел. По иронии судьбы, кандидатом номер один на снижение своей добычи в пользу Ирана и компании оказалась Саудовская Аравия, ныне злейший геополитический противник иранцев. Поэтому пока что тему замяли, но скандал обречен вспыхнуть вновь.

Сейчас ОПЕК обеспечивает, по разным оценкам, от 30 до 40% мировых поставок нефти, но ее доля рынка обречена сокращаться из-за нарастающих проблем. Крупные производители, не входящие в картель (те же Россия и Бразилия), стабильно наращивают добычу без оглядки на какие-либо квоты. Другая заноза в боку картеля – сланцевый бум, который делает крупных покупателей сырья все более независимыми. Благодаря ему США и Канада за последние два года увеличили добычу в среднем на миллион баррелей в сутки, а в 2014 году Штаты добавят еще миллион. Курс Америки на энергонезависимость тревожит ОПЕК давно и небезосновательно: в 2015 году США могут обойти по добыче нефти и Россию, и саудовцев.

Картелю уже недоступен арсенал средств, которым он располагал еще лет десять назад. Резко сократить добычу без ущерба для текущих финансовых операций теперь может только Саудовская Аравия, и в меньшей степени – Эмираты, Катар и Кувейт. Остальные страны, напротив, обречены качать и качать. При первом же серьезном снижении квот у них элементарно не сойдутся бюджеты; для той же Венесуэлы это будет иметь едва ли не фатальные последствия. При этом быстро нарастить добычу опять-таки могут лишь арабы, и то лишь до известного предела. Это последствия в том числе запредельных нефтяных цен, которыми картель хотел наслаждаться как можно дольше и чаще.

В вопросе о ценах, кстати, тот же разнобой. Если саудовцы могут позволить себе экспортировать сырье хоть по 85 долларов за бочку, для остальных членов картеля цена меньше 100 долларов станет очень болезненным ударом. В этом свете трудно не согласиться с «частной разведкой» Stratfor: ОПЕК утратила былое влияние вместе с реальной возможностью регулировать квоты и цены.

Аналитики агентства считают, что ОПЕК медленно, но верно впадает в зависимость от основного «клиента» – Азии. Этот регион (главным образом Китай и Индия) сейчас закупает у картеля больше нефти, чем Европа и Северная Америка вместе взятые. Поэтому, как ни парадоксально, в интересах ОПЕК – немного сбить цены, повышая для этого квоты. Чем дешевле сырье, тем проще азиатским гигантам будет стимулировать экономику, и тем больше они будут закупать сырья в долгосрочной перспективе. Кроме того, высокие цены сейчас стимулируют успешные поиски альтернатив черному золоту, что, в конечном счете, тоже не на руку картелю.

Цены на нефть между тем и так снижаются, причем ощутимо. И если в отдаленном будущем это может стать полезным, то прямо сейчас это ничего, кроме проблем, не приносит. В 2011 году средняя стоимость барреля Brent составляла 110,85 доллара. В 2012 году она поднялась до 111,86 доллара. А дальше начался спад: с начала текущего года средняя цена бочки североморской смеси – 108,6 доллара. Чтобы удерживать их хотя бы на таком уровне в следующем году, ведущим арабским участникам ОПЕК надо будет сократить добычу на 1-2 миллиона баррелей в сутки, подсчитал Bloomberg. Это при условии, что Иран, Ливия и Ирак не откажутся от намерений наращивать добычу в одностороннем порядке.

Хотя дело уже не в том, насколько им это удастся и удастся ли вообще. По мере того как единая квота ОПЕК утрачивает свое значение, дрязги членов картеля будут все более частыми и острыми. А чем неспокойнее будет на Ближнем Востоке, где находится почти половина стран «венской дюжины», тем больше трений и разнобоя возникнет в организации. Возможно, порядок удастся навести, если надолго или навсегда ввести систему индивидуальных квот для участников. До сих пор эта мера принималась эпизодически (в последний раз – в 2007 году), однако общую тенденцию это вряд ли изменит. Политический штаб сырьевых стран, который некогда вводил эмбарго, выкручивал руки индустриальным державам и взвинчивал цены, мало-помалу превращается в тень самого себя.
1 Комментарий
  • prescott
    07 декабря 2013, 02:16
    Что серьезно до 20$ нефть может упасть?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн