Феномен Twitter: как убыточный сервис стал компанией за $18 млрд
Похоже Twitter смог совершить чудо и невозможное — он успел разместится на пике американский индексов и на пике индекса NASDAQ — после чего они (индексы) «утонули» ©
— хоть они и будут ещё какое-то время метаться из крайности в крайность, но как говорится — от судьбы не уйти...
globallookpress.com globallookpress.com
Поразительно, что инвесторов не смущает тот факт, что Twitter пока даже не является прибыльной компанией. Чистый убыток компании за 2012г. составил 79,4 млн долл. и увеличился до 133,9 млн долл. только за девять месяцев текущего года. В документации для инвесторов в преддверии IPO компания специально предупредила, что со времени основания в 2007г. «накопила значительные операционные убытки, аккумулировав к 30 сентября 2013г. дефицит в размере 483,2 млн долл.». «В будущем мы, возможно, продолжим нести существенные убытки и необязательно достигнем прибыльности», — говорится в материалах Twitter.
Статьи по теме:
Первичное публичное размещение социомедийного сервиса
Twitter вышло на финишную прямую. Окончательные параметры IPO стали известны в ночь на 7 ноября: компания разместила 70 млн акций по цене 26 долл. за штуку и намеревается привлечь таким образом 1,82 млрд долл. — почти столько же, сколько девять лет назад привлек Google, ставший образцом успешной публичной интернет-компании.
Стоимость
Twitter, исходя из цены размещения и размера акционерного капитала, составила более 14 млрд долл., а с учетом акций, которые будут выпущены в рамках программ вознаграждения сотрудников, — более 18 млрд долл. С точки зрения отдельных финансовых показателей,
Twitter оценен запредельно дорого. По данным профессора финансов Флоридского университета Джея Риттера, капитализация
Twitter на IPO в 33 раза превышает выручку компании за последний год — столь внушительных мультипликаторов не доводилось видеть даже в «эпоху доткомов» в 1999-2001гг.
Вместе с тем сегодня, когда акции
Twitter начнут торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже, рыночная стоимость компании может взлететь еще выше. Например, исходя из текущих ставок на так называемом сером рынке, организованном лондонской компанией IG Markets, капитализация
Twitter по итогам первого дня торгов прогнозируется на уровне 21,8 млрд долл. (соответствует почти 40 долл. за акцию). Прогнозы аналитиков относительно цены акций Twitter через 12 месяцев после IPO варьируются от 29 до 54 долл.
Поразительно, что инвесторов не смущает тот факт, что
Twitter пока даже не является прибыльной компанией. Чистый убыток компании за 2012г. составил 79,4 млн долл. и увеличился до 133,9 млн долл. только за девять месяцев текущего года. В документации для инвесторов в преддверии IPO компания специально предупредила, что со времени основания в 2007г. «накопила значительные операционные убытки, аккумулировав к 30 сентября 2013г. дефицит в размере 483,2 млн долл.». «В будущем мы, возможно, продолжим нести существенные убытки и необязательно достигнем прибыльности», — говорится в материалах Twitter.
Аналитики напоминают, что социальная сеть Facebook, с которой принято проводить параллели, говоря о рыночном дебюте
Twitter, подходила к своему IPO в статусе прибыльной компании. «Однажды Twitter начнет зарабатывать деньги, вот только непонятно, зачем платить за него так много сегодня», — удивляется преподаватель Школы управления Kellogg Ануп Сривастава.
«Черный ящик»
Компании, относящиеся к социальным медиа, во многом являются «черными ящиками», бизнес которых менее осязаем, чем предприятий в традиционных отраслях. Однако инвесторы верят в успех
Twitter и готовы ждать первых чистых прибылей, которые, по оценкам аналитиков, появятся не ранее 2015г. Тем не менее бизнес-модель Twitter и потенциал монетизации растущей пользовательской базы пока оставляют больше вопросов, чем ответов.
На сегодняшний день
Twitter получает 85% своей выручки за счет рекламы, которая выступает в трех основных формах — рекламные твиты, аккаунты и тренды. Фактор риска заключается в том, что рост аудитории Twitter, служащий залогом интереса со стороны рекламодателей, замедляется: если во II квартале 2013г. прирост числа активных пользователей составил 44% за год, то в III квартале уменьшился до 39%. В начале 2013г. CEO компании Дик Костоло, по данным источников, ставил задачу достичь к концу года отметки в 400 млн ежемесячных активных пользователей, однако по итогам III квартала этот показатель составил лишь 232 млн.
При этом активные пользователи (к которым компания причисляет и тех, кто ограничивается лишь чтением чужих записей и соответственно представляет меньшую ценность для рекламодателей) составляют, по оценкам, лишь четверть от общего количества зарегистрированных пользователей
Twitter. По неофициальным данным, более 650 млн Twitter-аккаунтов были зарегистрированы, но впоследствии заброшены своими владельцами, которых что-то не устроило в этом сервисе.
Возможно, пользователей отпугивает непривычный интерфейс Twitter: необходимо потратить определенное количество времени, чтобы разобраться в ретвитах, хэштегах и прочих нюансах. Базовая особенность сервиса — ограничение на длину сообщений в 140 символов — привлекает далеко не всех и приводит к тому, что ценная информация зачастую теряется в длинном потоке твитов. «Вы видите перед собой поток перемешанных записей, и это может обескуражить», — отмечает аналитик исследовательской компании eMarketer Дебра Ахо Вильямсон.
Несмотря на большое количество звезд шоу-бизнеса, спортсменов, политиков, журналистов и прочих публичных фигур, зарегистрированных в
Twitter, сервис в значительной мере остается нишевым (в отличие от того же Facebook), и ему предстоит сделать еще много шагов, чтобы по-настоящему стать мейнстримом.
Новая философия
Twitter может повторить успех Google и Facebook, но может и разделить судьбу таких технологических компаний, как Palm (американский производитель коммуникаторов) или BlackBerry (канадский производитель смартфонов), которые «показали пару лет феноменального роста, но с приходом новых технологий оказались на обочине», предупреждает профессор Флоридского университета Дж.Риттер. Другим ярким примером того, как быстро могут поменяться вкусы пользователей, является сайт MySpace — первопроходец в мире социальных медиа, проигравший в конкуренции с Facebook.
Twitter честно признает риски, связанные с повышенными ожиданиями от своего бизнеса. Раздел, посвященный факторам риска, занимает более 30 страниц в проспекте Twitter к IPO (для сравнения: Facebook в прошлом году ограничился 20 страницами). При этом компания указывает не только на общеделовые риски, но и на специфичные проблемы, такие как спам, регулярные хакерские атаки, фейковые аккаунты и, что особенно примечательно, малое количество выданных патентов (всего лишь девять в США по сравнению с 774 патентами у Facebook перед IPO).
Twitter прежде всего делает ставку на свою философию, называя себя «глобальной площадкой для самовыражения и общения в реальном времени». Компания считает, что ей удалось «демократизировать создание и распространение контента, предоставить голос каждому» — от безымянного сирийского повстанца до президента Соединенных Штатов.
С этим трудно поспорить: за несколько лет Twitter превратился в медийный феномен, гораздо больший, чем просто сервис микроблогов с ограничением в 140 знаков. Сегодня Twitter находится на стыке социальных медиа и средств массовой информации, все чаще выступая как источник срочных новостей, мгновенно распространяющихся через тысячи ретвитов. Компании и международные организации используют
Twitter для публикации важных сообщений, до того как будет подготовлен, выверен и завизирован длинный пресс-релиз. Правительства начинают видеть в сервисе мощный инструмент управления общественным мнением, а оппозиционные силы превращают
Twitter в политическое оружие.
Бизнес-модель
Twitter может не оправдать себя, но у феномена Twitter есть все шансы надолго стать частью повседневной реальности.
Иван Ткачев, РБК
07 ноября 2013 г.
http://top.rbc.ru/economics/07/11/2013/887312.shtml