libez
libez личный блог
06 августа 2013, 01:06

Греческий синдром, "Свой Бизнес"

статья Дмитрия Агарунова.

Греческий синдром01.08.13 
Как и многие страны, осуществившие переход к рыночной экономике во второй половине XX века, Греция пережила десятилетия бурного развития. Прогресс остановился, когда страна достигла среднего уровня и жизнь в ней стала достаточно комфортной, хотя современная диверсифицированная экономика еще не была построена. Одним из главных драйверов роста для таких стран являлось формирование потребительского рынка. Когда торговля, сфера обслуживания и инфраструктура были более-менее налажены, стимулов для дальнейшего роста не оставалось. Повторение этого сценария я уже вижу и в России.
 

Производительность труда в наиболее богатых странах в два-три раза выше среднего благодаря значительным, последовательным и комплексным усилиям, направленным на рост эффективности. Чтобы добиться этого, необходим запрос со стороны нации: люди настолько заинтересованы в высоком уровне жизни, что готовы ради этого напрягаться — постоянно учиться, повышать квалификацию, проявлять инициативу, менять профессии, переезжать с места на место, заниматься предпринимательством в том или ином виде.


Для меня очевидно, что в России такого запроса нет. По стремлению к усилиям в экономике мы ближе к Греции или, скажем, Аргентине. У нации в целом нет желания много работать и много зарабатывать. Мы не привыкли видеть прямую связь между учебой, трудом и благосостоянием. У нас нет культа предпринимательства. Иными словами, я не вижу причин для превращения России из среднеразвитой страны в высокоразвитую. А поскольку по экономическим показателям мы уже стали среднеразвитой страной, можно утверждать, что наблюдающееся сейчас замедление экономического роста — не временные трудности, а начало длительного периода стагнации. Предпосылок для этого хватает: устаревшая инфраструктура (прежде всего транспортная), сложная система налогообложения, избыточное государственное регулирование экономики. Стагнация, которая неминуемо накроет нашу страну в ближайшие десять лет, означает, что бизнес, за редким исключением, не будет расти так, как раньше — сам по себе.
 
Мы привыкли гордиться тем, что Россия занимает шестую часть суши, но в экономическом масштабе наша страна гораздо скромнее, чем в географическом — всего 1-3% от мирового рынка (доля варьируется в зависимости от сегмента). Для любой производственной компания сосредоточенность на российском рынке налагает жесткие ограничения. Я вижу две главные стратегии, позволяющие российскому бизнесу выживать и развиваться на стагнирующем рынке. Первая — получить монопольные права на продажу товаров или услуг известного мирового брэнда на внутреннем рынке (купить мастер-франшизу, стать эксклюзивным дистрибьютором). При таком варианте вы получаете продукт мирового класса, не неся расходов на его разработку и сокращая расходы на продвижение (например, у глобальной сети ресторанов быстрого питания есть и отлаженная до мелочей рецептура, и прописанные бизнес-процессы, и сильный брэнд, с которым не стыдно выйти на рынок).
 
Вторая стратегия — производить в России товар или услуги достойного, пусть даже среднего качества, но для глобального рынка. Пример такой стратегии — российские производители программного обеспечения, особенно игр. Хуже всего — производить в России для России, поскольку такой бизнес имеет самые низкие шансы. Затраты на создание конкурентоспособного продукта будут такими же, как у глобальных брэндов, а выручка — в десятки раз ниже. В большинстве отраслей такая модель не может быть устойчивой.
 
Путешествуя, я с радостью отмечаю, что продукция российских брэндов находит своих покупателей по всему миру. В провинциальных магазинах европы мне попадались канцтовары Erich Krause, батарейки «Космос», строительные материалы с лейблом Made in Russia. Пусть наша страна отстает в сфере высоких технологий — простые товары зарубежным потребителям тоже нужны. Один из моих друзей-предпринимателей экспортирует произведенную в России одноразовую посуду. Какая разница, где находиться производство? В своей компании мы совмещаем обе упомянутые стратегии: с одной стороны — заключаем лицензионные соглашения с иностранными поставщиками контента (читатели «СБ» от этого выигрывают уже не первый год), с другой — адаптируем свои продукты для зарубежных рынков (сейчас, например, готовим к запуску англоязычную версию журнала «Хакер»).
 
Интеграция в мировую экономику — непростой процесс, но объективные препятствия (конкуренция, технологии производства и т.п.), на мой взгляд, не столь существенны, как субъективные: мы не знаем иностранных языков, не учились в международных бизнес-школах и являемся рабами привычек и стереотипов, выработавшихся за два десятилетия экономического роста. Я считаю, что сейчас для предпринимателя средней руки, имеющего бизнес с невысокой рентабельностью, ориентированный на внутренний рынок, может иметь смысл переехать в другую страну минимум на год и устроиться там на работу. Вместо этого (или вместе с этим) можно получить образование в любом университете за рубежом. Конечно, я предлагаю работать за границей не ради заработка и учиться не ради диплома, а для того, чтобы сломать ограничения своей личности. Такой опыт позволит преодолеть внутренние барьеры и делать бизнес, которому не будет страшна стагнация или рецессия отдельного рынка.

http://mybiz.ru/article.php?id=210 


Так же интерьвью, в котором он излагает свои мысли поповоду начавшемуся кризису. в шести частях, первые две вставил.





8 Комментариев
  • megatrader
    06 августа 2013, 02:10
    >Для меня очевидно, что в России такого запроса нет.

    дальше везде стоило писать ИМХО, и вообще читать это бредец — пустая трата времени. ОБразец как раз таки деграданства нашей «интелигенции», которая только мешает нации работать и развиваться
  • megatrader
    06 августа 2013, 02:17
    ближе к концу идеи конечно более здравые, но постоянные «ограничения личности» — он пишет о себе чтоль?

    да и переезжать тогда уж придется в китай, ибо стагнация европы — уже очевидна всем, америка — то же самое, да и весь БРИК за исключением Китая — в том же положении
  • Рустам TradeInWest.ru
    06 августа 2013, 06:46
    теореик-болтун.

    Россия никогда не была 1/6 суши. СССР — да, Россия — нет.

    В чем наша налоговая система сложная?

    Налоги на физ. лиц — одни из самых низких и ПРОСТЫХ.

    ну и так далее.
  • ves2010
    06 августа 2013, 06:57
    1 дай ссылку на производительность труда в россии
    2 имхо в рашке работают как и все… просто в рашке велика скрытая безработица… т.е. велико число людей работющих за минималку
  • DarkElf96
    06 августа 2013, 07:38
    Явление второго Хазина? Или очередной гуру решил сделать имя на избитой проблеме?
  • Анатолий ПравИло
    06 августа 2013, 07:46
    >> Я вижу две главные стратегии, позволяющие российскому бизнесу выживать и развиваться на стагнирующем рынке. Первая — получить монопольные права на продажу товаров или услуг известного мирового брэнда на внутреннем рынке (купить мастер-франшизу, стать эксклюзивным дистрибьютором). При таком варианте вы получаете продукт мирового класса, не неся расходов на его разработку и сокращая расходы на продвижение (например, у глобальной сети ресторанов быстрого питания есть и отлаженная до мелочей рецептура, и прописанные бизнес-процессы, и сильный брэнд, с которым не стыдно выйти на рынок).<<<
    Дружок, по франшизе путем увеличения роялти всю прибыль у тебя выкачает продавец франшизы и будешь ты производителем и потребителем какой-нибудь шляпы или еще хуже-услуг.
    Ели уж не рзбираешься, то лучше и не пиши ахинею. А свои потуги с претензией «я знаю как обустроить Россию» оставь для подъездных бабушек.
  • Анатолий ПравИло
    06 августа 2013, 07:47
    Кстати батарейки Космос вроде как в Китае делают под нашей маркой
  • arss
    06 августа 2013, 09:35
    Качество звука низкое.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн