miro
miro личный блог
28 июля 2013, 18:20

Потребители Мичигана в экстазе!

Эта статья  продолжает мой цикл критических заметок по американской статистике.

       Вышедшие в минувшую пятницу  данные по индексу потребительских настроений от Университета Мичиган показали заметные улучшения в настроении потребителей тратить свои денежные средства. Оказалось, что в июле этого года жители США с такой же радостью тратили свои деньги, как и летом 2007 года, а индекс от этой  эйфории  взлетел до 6-ти летних максимумов.  Поскольку 30 июля будут опубликованы чрезвычайно важные данные по потребительскому сектору США: индекс доверия потребителей CB, попытаемся разобраться в специфике индекса настроений от Университета Мичиган (The University of Michigan Consumer Sentiment).

На север с юга идут авеню, на запад с востока — стриты.
Потребители Мичигана в экстазе!
     Начнем с того, что в наших аналитических заметках можно встретить разные названия этого индекса — и «индекс потребительского доверия» и  «индекс доверия потребителей». Это создает определенную  путаницу с индексом доверия потребителей от CB (Conference Board), ведь есть ещё и индекс комфорта потребителей от  Bloomberg, и индекс экономического доверия и др. Суть всех этих индексов — отразить стремления и потребительские настроения граждан США. К чему столько индикаторов потребительских настроений, спросите вы. Что ж поделать, ответят вам,  – это Америка, здесь много желающих заглянуть в ваш карман.


 
Потребители Мичигана в экстазе!
 
     Но вернемся к теме: к индексу потребительских настроений от Университета Мичиган, именно так переводится на русский это название, его и будем использовать. Что такого особенного в этом индексе?
    Это макроэкономический индикатор (существует с 1952 года!), отобра-жающий результаты социологического опроса по текущей экономической обстановке в стране с точки зрения потребителя. Полученные данные позволяют получить информацию о возможности и стремлении граждан тратить свои денежные средства. На основании данного индекса можно судить об активности потребителей, их ожиданиях и оценке ими текущих и будущих условий жизни, в том числе и инфляции.
     Мичиганский университет проводит ежемесячное исследование на основе телефонного  опроса всего 500 человек различного пола, возраста и дохода, из которых 40% опрашиваются повторно. И каждому из месяца в месяц из года в год задаются одни и те же 5 вопросов: 2 вопроса о текущем финансовом положении опрашиваемого и 3 вопроса о перспективах финансово-экономического развития страны. Чтобы было понятно, вот Вам вопрос из первой группы: «Мы интересуемся, насколько люди справляются с личными финансами в настоящий момент.  Можете ли Вы сказать (и Ваша семья, живущая с Вами), что в финансовом плане Вам стало сейчас лучше или хуже, чем год назад?» А вот из второй группы: «Давайте взглянем на финансовые условия развития бизнеса в нашей стране,  как Вы считаете: эти условия в течение 12 следующих месяцев будут хорошими,  плохими или не изменятся?»
      После того, как Вы получили представление о задаваемых вопросах, подгружу Вас арифметикой. Из процентной доли положительно настроенных участников вычитается доля отрицательно настроенных, добавляется 100 и вставляется в эту простую формулу:
Потребители Мичигана в экстазе!
  где Хi – результаты по каждому из 5 вопросов. Так рассчитывается основной индекс (только не спрашивайте меня, откуда взялись цифры в этой формуле, это целая куча научных работ Института социальных исследований Мичиганского университета). Существуют подиндексы от основного, тоже с похожими формулами: индекс потребительских ожиданий и индекс текущих экономических условий. Все эти значения публикуются дважды: в середине месяца предварительно и в конце месяца – окончательно. Ну и хватит теории!
 
У советских собственная гордость: На буржуев смотрим свысока.
     Попробуем глянуть на этот индикатор глазами стороннего наблюдателя. Ставлю последний доллар на то, что сейчас подавляющее большинство наших трейдеров скажет: нашему рынку их Мичиган до фонаря. Однако, было так не всегда: ещё совсем недавно  наш рынок летал на Мичигане.  В наши же дни корреляция между рынками значительно ослабла. И на повестке теперь встает вопрос: можно ли извлечь что-нибудь полезное из этих данных. Ответ не столь очевиден. Давайте же немного проанализируем этот показатель. Начнем с графика.

Потребители Мичигана в экстазе!

 
     На графике кроме значения индекса в промежутке 1975-2013 годов представлены соответствующие значения динамики ВВП (серым цветом периоды рецессии в США). Слева в небольшом окне – 3-х месячная скользящая средняя (синим) и черные точки фактических значений данного индекса за последние 6 лет. Эти графики демонстрируют нам, что нынешний позитив потребителей сравним с уровнем июля 2007 года. Отметим ещё несколько фактов: среднее значение индекса на всем периоде 87.6, во времена рецессии среднее значение индекса достигает 69.3. Таким образом, текущий уровень как раз находится между этими средними ( ближе, конечно, к верхней).
     Опущу в этой статье сравнение данного индекса с   индексом доверия потребителей CB (я, правда, предпочел бы другое название — индекс потребительской уверенности СВ). Просто отмечу, что почти все паттерны и тренды аналогичны. Желающие могут убедиться в этом сами или дождаться моей следующей статьи. Перейдем к перечислению плюсов и минусов этого индикатора.
Плюсы:
  1. Индикатор применяется участниками рынка для оценки потреби-тельских настроений довольно давно. Кроме того, он и сейчас используется Федеральными резервными банками США при выработке подходов к монетарной политике и оценки инфляционных рисков. Главной причиной такой востребованности является то, что он тщательно разрабатывался профессиональными специалистами Института социальных исследований Университета.
  2. Индикатор достаточно хорошо позволяет прогнозировать ближайшую перспективу развития потребительского сектора и предвидеть риски инфляции.
  3. Среди подобных индикаторов он является менее волотильным и публикуется в числе первых, а поэтому может быть использован в качестве опережающего индикатора рынка.  
Минусы:
  1. Первый плюс индикатора является его же и минусом. Основопола-гающие составляющие и социологические вопросы разработаны слишком давно. Рынок образца 80-х очень далек  от современного рынка. Вероятно, текст вопросов и форму проведения опросов следовало бы приблизить к реалиям сегодняшнего дня.
  2. Индикатор постепенно теряет свои позиции среди подобных индика-торов, и в первую очередь, перед индексом доверия потребителей от CB, которому информационные агентства и аналитические сайты, публикующие статистику, давно уже поставили три звездочки (кто ж будет пить двухзвездочный коньяк, когда есть трехзвездочный?).
  3. Индикатор публикуется дважды в месяц, при этом предварительные значения часто отличаются от окончательных. Взять хотя бы данные за июль. Прогноз был 85, предварительный 12 июля опубликовали 83.9, а в итоге финальный вдруг стал снова 85.1. Что уж такого радостного произошло у потребителей за 10 дней – не понятно. Но это наводит мысль о возможном манипулировании данными при расчете этого индекса.
  4. Опрос всего 500 человек, согласитесь, слишком малая цифра для населения США, численность которого сегодня достигла  319.5 млн. человек. К тому же исключительно телефонная форма опроса накладывает ряд определенных ограничений.
  5. Считается, что рост этого индекса приводит к росту курса доллара и к повышению интереса инвесторов к рисковым активам. В последнее время этого явно не наблюдается.

Налево посмотришь — мамочка мать! Направо —мать моя мамочка!
Есть что поглядеть московской братве.

       Теперь о пользе данного индекса для торговли на рынке. Собственно, на представленной ниже картинке указано все, как можно использовать данный индикатор. Красным цветом – график SP500, синим – график индекса потребительских настроений от Университета Мичиган. Серые зоны – рецессии в США.
Потребители Мичигана в экстазе!


  Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.

      Детройт стал шестым городом штата Мичиган, в котором введено внешнее антикризисное управление, и, судя по всему, крупнейшее в истории США муниципальное банкротство вскоре станет реальностью. Мне стало чрезвычайно интересно, как поживает  Мичиганский университет в такие тяжелые времена для штата Мичиган, памятуя о том, что бюджет универ-ситета финансируется на 30% за счет штата, а пожертвования сокращаются год от года. Ведь выпускниками этого заведения были такие разные личности, как например, Джо Дассен и Лэрри Пейдж (Google), и где в свое время преподавал Иосиф Бродский.
     Однако,  оставаясь в рамках тематики нашего сайта, отмечу лишь один важный факт, имевший место в апреле этого года: получение 110-ти миллионного гранта.  Это самое большое пожертвование  за 196 лет существования университета было сделано Чарльзом Мангером.  Как, вы не знаете Чарльза? А Уоррена Баффета? Так, они же друзья и самые близкие сопартнеры. Мангер является вице-председателем Berkshire Hathaway.
     Не будем углубляться в подробности или цели этого пожертвования. Будем считать, что мотивом было просто бескорыстное желание помочь университету. И, наверняка, это чисто случайность, что индекс настроения потребителей Мичиганского университета, как мы видим, значительно улучшился после этого. Только на память почему-то приходит картинка из детства: вечно пьяный сосед с гармошкой и словами «кто платит, тот  и музычку заказывает».


В заключение приведу ещё в тему строчки из стихов Маяковского, которые помогли мне сегодня найти  название глав:

Акционеры сидят увлечены,
              делят миллиарды,
                    жадны и озабочены.
Прибыль треста
    «изготовленье ветчины
             из лучшей дохлой
                 чикагской собачины».
7 Комментариев
  • Тимофей Мартынов
    28 июля 2013, 19:26
    Блин, сколько ж работы!
  • Тимофей Мартынов
    28 июля 2013, 19:28
    Интересно, как бы ты приблизил текст вопросов к реалиям сегодняшнего дня?
      • Тимофей Мартынов
        28 июля 2013, 19:41
        miro, не знаю, видел ли ты это

        smart-lab.ru/company/smartlabru/blog/132601.php

        я тут как раз размышляю над вопросами смартлаб-индекса оптимизма потребителей
  • Brahman
    29 июля 2013, 09:59
    Россияне все меньше уверены в завтрашнем дне. Индекс потребительского доверия Nielsen, показывающий уверенность россиян в завтрашнем дне и готовность тратить деньги сейчас, снова отражает пессимистические настроения жителей России. По итогам II квартала значение индекса снизилось еще на 1 пункт, до 80, — это самый низкий показатель со времени кризиса. Снижение продолжается третий квартал подряд.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн