Продолжение. Начало : smart-lab.ru/blog/mytrading/131352.php
Экспортно-импортные потоки и переработка нефти.
Прежде чем перейти к проверке основной версии аналитиков о сезонном характере такого снижения запасов и заявлений, что якобы американские НПЗ бомбят в три смены (как в свое время московский завод «Кристалл»!), чтобы обеспечить своих автолюбителей бензином по повышенным ценам, глянем на экспортно-импортные потоки нефти в США. По приведенному графику экспорта нефти из США видно, что в последнее время эта величина практически постоянна и составляет 50 млн. баррелей, что, по-видимому, обусловлено существующими контрактными условиями. Отметим также тот факт, что экспорт нефти из США едва достиг 50% от уровня экспорта в 2000 году, и для того, чтобы проделать путь из потребителей в поставщики нефти Штатам предстоит ох, как много чего сделать.
Итак, данные наглядно показывают,
что никуда за границу нефть не утекла.
Перейдем к долгожданному анализу динамики объемов местной добычи и импорта. Для начала рассмотрим совместный график добычи и импорта (на графике синим — импорт, коричневым – добыча).
Легко заметить, что примерно с середины 2011 года добыча нефти в США начала заметный рост и в настоящий момент достигла 7490 млн. баррелей. Одновременно с этим началось ступенчатое сокращение импорта нефти – максимумы поставок становятся все меньше. Данный график очень наглядно иллюстрирует стремление США избавиться от импортных поставок, ослабляя, с одной стороны, внешнеполитический фактор закупки нефти, а с другой, развивая свою собственную нефтяную промышленность, ведь деньги за WTI остаются в стране. Но нам данный график мало что дает: июльский прирост собственной добычи компенсируется сокращением импортных поставок. Добавим к этому факт (здесь доказывать его не будем), что нетто потоки американских НПЗ остались, практически, неизменны и также не могли повлиять на столь существенное изменение запасов.
Столь существенное изменение запасов нефти произошло не по причине добычи или импорта.
Перейдем к несколько иному графику.
График демонстрирует картину изменения запасов нефти (коричневый цвет на графике), местное производство нефти (зеленый цвет) и коэффициент загрузки производственных мощностей НПЗ (синий) на протяжении довольно длительного срока 30 лет. Нам эта картина дает лишь глобальный взгляд на состояние дел. Поэтому перейдем к детальному рассмотрению данных параметров за последние полтора года.
Каждый может отметить на этом графике что-то свое. Но очевидным является факт, что на фоне увеличения добычи нефти и лишь небольшом сезонном приросте коэффициента загрузки (92.5% в июле является довольно характерным для этого времени года, сравните с 2012 годом!) величина запасов нефти существенно снизилась.
Итак, версия о том, что американские НПЗ «славно потрудились», чтобы переработать выпадающие объемы нефти не подтверждается.
Ах, белый теплоход, гудка тревожный бас.
Особенно часто в последнее время слышны крики «Американские компании прячут нефть на танкерах». Посмотрим на рынок танкеров суэцмакс и афрамакс (
Не знаете, что это такое? – Не горюйте – я сам об этом недавно узнал!). Давайте просто полюбуемся на этих красавцев – представителей данных типов танкеров
.
А теперь обратимся к данным, сколько же стоят эти красавцы. На графиках представлены спотовые цены на фрахт за последние 3 года в раскладке по кварталам. В то время, как фрахт танкеров суэцмакс не демонстрирует значительных темпов роста, цены на фрахт танкеров типа афрамакс заметно превышают прошлогодние. Однако им, ещё далеко до рекордных показателей, показанных в начале второго квартала этого года.
Для хранения 27 млн. баррелей нефти потребовалось бы 40 – 45 подобных танкеров. Подобный заказ на танкеры (если допустить, что все выпавшие запасы перемещены на танкеры) привел бы к более существенному росту цен на фрахт, которого нет на графиках. Хотя заливка таких танкеров не вызвала бы пристального внимания.
Конечно, знающие люди поправят меня и скажут, что нефть сейчас гораздо выгоднее хранить на супертанкерах типа VLCC со средней грузоподъемностью 2 миллиона баррелей. Именно так и поступал Иран, чтобы не снижать уровень своей добычи на фоне снижения объемов продаж. Однако, загрузка нефтью 14 подобных танкеров наверняка бы не осталась без внимания специалистов и прессы, а также более заметного подорожания фрахта. И справедливости ради отметим: вероятность такого события полностью не исключена.
Все приведенные выше данные позволяют определить главного виновника такой необычной ситуации рекордного падения запасов нефти –
Систему регистрации и учета запасов нефти в США (EIA).
Глюк похожий на трюк.
Результаты расследования дают две основные версии произошедшего. Выбирайте из них ту, которую считаете правильной.
1. На рынке нефти идет колоссальная манипуляция ценами. Искусственно завышая или занижая запасы нефти можно менять стоимость нефтяных контрактов, а также влиять на другие торгуемые биржевые инструменты (например, на спрэды WTI-Brent, торгуемые на той же CME). График спрэда этих сортов нефти внизу уже устарел: начав с рекордного спреда в $28.08 (14.11.2011) в прошедшую пятницу спрэд схлопнулся в ноль.
И вопрос, который возникает в этом случае, но остается без ответа: а была ли эта нефть вообще? Может она также была «виртуально» нарисована, как и исчезла?
2. Операционный глюк системы учета запасов. Вполне возможно, что в системе учета запасов нефти США произошел глюк, в результате которого данные и показали подобное снижение. И совсем скоро представители ведомства найдут виновного или выступят с опровержением или логичными разъяснениями. А может вдруг просто отыщут в своих закромах пропавшие 27 млн. баррелей.
Однако, надо ж такому было случиться в разгар автомобильного сезона, высоких цен и времени экспирации контрактов. Случайность, но осадочек, согласитесь, все же остался.
vk.com/photo-29238599_308279677
что говорить, когда у EIA были случаи, когда запасы пересматривались ЗАДНИМ ЧИСЛОМ через ГОД? и даже больше, чем через ГОД? такой статистике можно доверять? там ошибка сбора данных больше, чем недельные изменения, которые они обычно показывают.
просто не смотрите недельные данные по запасам — они нерелевантны. месячные данные, которые содержат уже некоторые пересмотры — более корректны.
на данные EIA никто из крупных участников этого рынка вообще не смотрит.
Закончится июль — появятся данные за месяц, я поизучаю.
то есть они просто получают какую-то сырую непроверенную инфу, которую потом приводят в порядок, чтобы хотя бы билось с реальными потоками на/из НПЗ, конечным потреблением и т.д…
ну и в общем сложно представить, как это могло бы быть иначе. если бы всё шло через трубу — было бы легко учесть. как электричество — нет проблем учесть его… а так… на этом рынке… хз… сложно посчитать сколько где на самом деле хранится, тем более — мало кто заинтересован говорить правду (да и зачем? ради сбора статистики?)
ну а делать это раз в неделю вообще нереально просто…
crustgroup.livejournal.com/57186.html
по всем этим цифрам действительно выходит, что добыча в США в этом году, начиная где-то с весны действительно не растёт, а наоборот, стагнирует и даже немного снижается (что полностью объясняет и рост цен на WTI — так и должно быть).
но только а) автор по твоей ссылке очень тендециозен и делает слишком глобальные и далеко идущие выводы, не обоснованно и даже немного истерично, я бы сказал
б) скорее всего, это снижение добычи просто циклично и объясняется особенностями функционирования и эксплуатации «сланцевых» месторождений. скорей всего мы теперь так и будем видеть некие циклы роста/спада… из-за существования некоего временного лага между резким падением выработки на отработавших месторождениях и освоением новых…
т. е. я бы не стал делать выводы в стиле «америкапиздец», «уамерикикончиласьнефть» и т.д. — всё это глубоко тенденциозно.
думаю самые информированные люди — это нефтетрейдеры, к которым как бы «стекается» весь интерес разных клиентов — вот они более менее верно я думаю общую картину видят в реальном времени.