С 1 января 2026 года мир криптовалют вступил в новый этап. В этот день официально вступили в силу два ключевых документа, направленных на установление полной налоговой прозрачности в сфере криптоактивов. Эти правила стирают представление о криптоактивах как об анонимной и бесконтрольной зоне. Усилиями государственных и международных органов правила традиционных рынков проникают в рынок криптовалют и цифровых активов в большинстве стран мира.
Под руководством ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) — влиятельного международного клуба развитых стран, который задаёт глобальные стандарты в экономике и налогообложении, — с января 2026 года запущены новые правила. Их цель — сделать операции с криптоактивами такими же прозрачными для налоговых служб, как и операции с акциями на бирже.
Ключевых документа регулирования стало два: CARF (глобальный стандарт ОЭСР) и уже действующий стандарт DAC8 (директива Евросоюза). Оба документа это не рекомендации, а жёсткие обязательные правила для всех участников рынка в странах, которые их приняли. Несоблюдение грозит бизнесу огромными штрафами, а странам — репутационными рисками и попаданием в «чёрные списки».
Реформа коснётся почти всех, кто использует регулируемые сервисы.
Уже более 75 стран заявили о присоединении к новым правилам, и их число продолжает расти. Процесс внедрения будет поэтапным:
Суть реформ и их последствия для рынка
Главная цель реформ — автоматический обмен информацией между налоговыми службами разных стран. Теперь, если резидент одной страны-участницы торгует на бирже в другой стране-участнице, данные о его операциях будут автоматически переданы его родной налоговой.
Для инвесторов и трейдеров:
Для криптобирж и сервисов:
В долгосрочной перспективе это создаст предпосылки для прихода на рынок крупных институциональных инвесторов, для которых прозрачность и ясность правил являются ключевыми факторами.
Российская Федерация не участвует в соглашении CARF и не входит в списки стран-участниц на 2027 или 2028 годы. Причины этого носят политико-экономический характер: Россия не является членом ОЭСР, разработавшей стандарт, а после 2022 года её сотрудничество в сфере автоматического обмена налоговой информацией со многими странами было приостановлено.
Это означает, что автоматического обмена данными о криптотранзакциях российских резидентов, совершенных на зарубежных площадках, с Федеральной налоговой службой (ФНС) РФ не будет. Однако в России действует свой «белый список» стран для автоматического обмена информацией о традиционных финансовых счетах, который включает около 80 юрисдикций. Кроме того, российские налоговые резиденты по-прежнему обязаны самостоятельно декларировать доходы от криптоактивов и уплачивать с них налоги.
Таким образом, формируются два контура: глобальный, с жесткой автоматической прозрачностью, и внутренний российский, где основная ответственность за отчетность пока лежит на налогоплательщике.
Запуск CARF и DAC8 знаменует окончание «эры дикого Запада» для крипторынка. Цифровые и криптоактивы активы окончательно интегрируются в глобальную финансовую систему как легитимный класс активов с понятными правилами игры. Это болезненная, но необходимая трансформация, которая повысит доверие к отрасли, привлечет «большие деньги» и заставит всех участников рынка играть по четким и прозрачным правилам.
Больше о цифровых активах и ЦФА читайте ЗДЕСЬ.