Михаил Чуклин
Михаил Чуклин личный блог
Вчера в 17:25

Банки чувствуют себя неплохо… Пока

Вышла статистика по доходам банков за 9 месяцев 2025 года. Основные тенденции, которые я наметил в разборах отчётностей Сбера, Т-Банка, Совкомбанка и других, собственно говоря, подтвердились. Но прям отдельно я их не выделял. В этом посте исправляюсь.

1. Сильно растут чистые процентные доходы

Чистые процентные доходы достигли исторического максимума за квартал – 2,11 трлн рублей за 3 квартал. Причина простая: ставки по депозитам опускаются быстрее, чем ставки по кредитам, в результате чистая маржа банков растёт. 

Так, совокупные процентные доходы банков за 9 месяцев 2025 года составили 22,33 трлн рублей (для сравнения: год назад – 16,4 трлн, а ещё годом раньше – «всего» 9 трлн). При этом процентные расходы (это выплаты по депозитам – т.е. стоимость фондирования) – 16,8 трлн рублей (год назад 11,4 и ещё годом раньше – 4,67).

Но у этого есть обратная сторона: закредитованность бизнеса и населения растёт семимильным шагами.

Для понимания: процентные расходы бизнеса за 5 лет выросли более чем в 5 раз (и это только проценты, без учёта объёма самих кредитов), а населения – в 2,6 раз. Т.е. огромный переток ликвидности идёт в банки, где и оседает (учитывая, что объёмы кредитования квартал к кварталу падают).

2. Чистые комиссионные доходы растут, но медленно (а у ряда банков сокращаются)

Причина – сокращается объём пользования банковских услуг из-за проблем бизнеса и сжатия экономики. Но за счёт повышения тарифов и внедрения комиссий за всё и вся в целом эта статья доходов растёт.

В краткосрок это хорошо – доходы банков растут. В долгосрок – теряются клиенты.

3. Сильно выросли расходы на обслуживание «плохих» кредитов

Так, доля проблемных кредитов на 01.10.2025 превысила 12,9% (+5 п.п. за 12 месяцев). И это только официальных проблемных – а сколько «запаковано» в структурки под видом хороших?

В результате банки вынуждены создавать под проблемные кредиты дополнительные резервы. Только в 3 квартале на эти цели было зарезервировано 873 млрд рублей – абсолютный рекорд. Для понимания: за 9 месяцев резервы составили 1,61 млрд рублей, т.е. всего за один квартал резервов создано больше, чем за предыдущие полгода.

За 9 месяцев 2024 года резервы составили 1,34 трлн рублей, 2023 – 1,59 трлн. А в 2021 году вообще 380 млрд рублей!

В 2026 году рост резервов и – что главнее – реализация заложенных кредитных рисков могут подъесть значительную часть прибыли. Для понимания: на резервирование выделяется меньше денег, чем фактически стоит кредит. И когда пул плохих кредитов реализуется в убытки, то резервы приходится компенсировать.

Например, было на 500 млрд рублей, затем 100 млрд списали, но под оставшийся пул кредитов надо заложить уже 450 млрд рублей. Вот и получается, что фактический убыток будет не 100, а 150 млрд рублей. И это пойдёт в отчётность.

При этом, конечно, если ситуация нормализируется, а качество кредитного портфеля начнёт расти, то резервы начнут распаковываться. Мы видели этот кейс на примере Сбера в 2022 году, когда он распаковал резервы в 2021 году и выплатил повышенные дивиденды, компенсируя просадку 2020 года.

Но это если ситуация НОРМАЛИЗУЕТСЯ. А при текущих ставках и траектории снижения ключевой вероятность этого снижается с каждым месяцем. Напротив, растут риски вала дефолтов как представителей бизнеса, так и простых граждан.

5. Растут операционные расходы 

Исторически суммарные операционные расходы банков растут примерно на 15% в год, и в итоги 9 месяцев 2025 года подтверждают эту статистику: расходы составили 3,16 трлн против 2,75 трлн годом ранее – рост на 14,9%. 

‼️Исторически рост операционных доходов находится примерно на одном уровне с ростом выручки, за счёт чего маржа банков остаётся стабильной.

Но! В 2025 году банки предприняли много мер по стабилизации своих расходов. Например, Сбер поувольнял часть сотрудников, предварительно посоветовавшись с чатGPT (это сарказм, конечно, но что-то близкое там было – погуглите, если интересно). ВТБ сократил «прочие расходы». Т-Банк полностью ударился в автоматизацию и внедрение ИИ везде, где надо и где не надо.

По идее, эти меры должны были замедлить рост расходов, но не случилось. Причин тут ровно две:

✔️сильный рост ФОТ

✔️мощная инфляция (да-да, у нас официальная инфляция под контролем, но кого мы обманываем?), которая приводит к удорожанию постоянных расходов, которые не оптимизируешь: аренда, транспорт, электричество и прочая коммуналка, амортизация техники и т.д.

Есть ещё налоговое бремя, но банков оно пока не касается. Но оно касается контрагентов банка, что вы итоге выливается в стоимость базовых расходов (например, на топливо или обогрев).

Поэтому, можно, конечно, часть сотрудников заменить ИИ, но робот не будет общаться с посетителями в отделении, не будет поставлять тебе электричество в отделение и чинить сломавшийся компьютер или банкомат.

Банки довольно много инвестируют в технические новинки, совершенствуют софт, но это часто капля в море по сравнению с «реальными» затратами. В этом плане хорошо, пожалуй, только Т-Банку, который работает без отделений. И который вообще из банка трансформировался в экосистему с банковским ядром. 

Далее операционные расходы продолжат расти, а если в 2026 году нас ждёт сжатие маржи – придётся либо приостановить инвестиции в IT и то, что не приносит прибыль «вот прям щас», либо сокращать отделения, как это было в 2020 году – а это потеря уже стратегического преимущества и степени проникновения.

5. Инвестиционный доход будет под давлением

Это, упрощённо говоря, доход от ценных бумаг. Почему он будет под давлением? Как правило, банки держат свои капиталы в трёх видах бумаг (ну, помимо валюты, овернайтов и различных видов РЕПО):

✔️акции – тут я не вижу перспектив роста и восстановления до заключения мира, а если СВО затянется ещё на год, то 2026 год будет таким же унылым

✔️ОФЗ – их доходность будет падать по мере снижения ключевой ставки

✔️корп. облигации – здесь аналогично доходность будет падать + вырастет риск дефолтов, что спровоцирует после некой критической массы дефолтов отток денег вообще из облигаций как класса активов

Некоторые банки ещё держат капиталы в фондах денежного рынка и золоте, но эти доли несущественные. И опять-таки, доходности ФДР связаны со ставкой, а золото на максимуме и не факт, что продолжит расти (по крайней мере, такими же мощными темпами, т.к. оно откровенно перепродано).

Т.е. я не говорю, что доходности от инвестиционных операций банков будут отрицательными или их не будет. Скорее всего, мы увидим рост на уровне 5-10%, но таких мощных ростов, как в 2022 и 2023 году мы вряд ли увидим (тогда многие банки заработали на ралли акций и на ослаблении рубля).

Конечно, если в 2026 году будет мир со всеми вытекающими последствиями, то инвестиции зарешают. Но  мы рассматриваем самый рисковый вариант.

6. В прибылях банков зарешают небанковские доходы

Собственно, мы это видим даже без призмы кризиса. Тот же Т-Банк (точнее, Т-Технология) расширяет свою маржу как раз за счёт своей экосистемы.

К небанковским доходам традиционно относят доходы от:

✔️страхования – тут понятно, сейчас для страхования золотой век

✔️лизинга – тут сложно, скорее тут убытки, чем прибыль

✔️брокерского обслуживания и управления активами – тут основной доход комиссионные, и всё зависит от оборотов

✔️андеррайтинга – с новыми выпусками пока сложновато

✔️кастодиальных, депозитарных и клиринговых услуг

✔️экосистем – у каждого банка они строго индивидуальные, от продажи билетов до оказания услуги по бронированию (лучшие экосистемы у Сбера и Т-Технологий)

Ну и есть всякая мелочь, типа консалтинга, инфраструктурных услуг, сдачи в аренду площадей, доходы от реализации имущества, в т.ч. банкротов, и т.д.

Как правило, до 60-70% всех небанковских доходов на постоянной основе дают первые три позиции из списка. Да, иногда «прилетает» в эту статью дохода продажа какого-то непрофильного актива, но мы говорим про стабильные и постоянные доходы.

‼️Сейчас растёт значимость доходов от экосистем – они могут давать до 5% выручки. А в целом доходы от небанковской деятельности дают до 60% (!) выручки у Т-Технологий, до 50% У Сбера и до 40% у прочих участников рынка. 

Т.е. современные банки напоминают, скорее, технологический маркетплейс, а не просто «выдал кредит − принял депозит – и на эти 2% и живу». И это – та самая диверсификация выручки, которая даёт защиту от нестабильной экономической ситуации.

‼️Общий вывод: 2026 год для банков будет непростой – в базовом сценарии ожидается сжатие маржи за счёт невысоких темпов кредитования, удорожания фондирования, роста объёмов плохих кредитов и увеличения дефолтов отдельных заёмщиков, а также снижения комиссионных доходов одновременно с продолжающимся ростом операционных расходов. «Спасение» − в прибыли от небанковской деятельности, но там структура доходов тоже очень разная. Естественно, при завершении СВО и быстром снижении ключевой ставки все эти риски «растворятся» в наплыве ликвидности.

Друзья! Если было полезно – жду ваших лайков!

Уважаемые друзья и коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы лично https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy

2 Комментария
  • Примерно как уральская сталь ?) ну тогда можно быть спокойным за наше будущее 🤣
  • sa4m4
    Вчера в 21:54
    Просто очумевшие.
    200 руб комиссия при снятии в чужом банкомате уже

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн