Aristarh Sergeev
Aristarh Sergeev личный блог
04 ноября 2025, 06:22

Судьбы двух однокурсников: Игорь Сикорский и Николай Поликарпов

Остаться — сесть в тюрьму и копировать, или уехать и создать свою компаниюПоликарпов и Сикорский: два пути однокурсников

В 1914-м Игорь Сикорский получил диплом инженера Петербургского политехнического института. Среди его однокурсников — Николай Поликарпов. Ещё студентами они работали над самолётами в ангарах Комендантского и Корпусного аэродромов, где по конструкциям Сикорского построили свыше 90 машин.

Дальше траектории разошлись.
Сикорский (эмиграция в 1919) в США с нуля основал Sikorsky Aircraft (1923) и пришёл к мировой славе как пионер вертолётов — путь частной инициативы и инженерной свободы. Он прожил 83 года.

Поликарпов остался в СССР. В ноябре 1929 его арестовало ОГПУ; без суда приговор — к расстрелу, заменённый работой в «шарашке» ЦКБ-39 имени Менжинского (Бутырка → «внутренняя тюрьма» на заводе № 39). В 1931 коллегия ОГПУ дала 10 лет ИТЛ; в июле 1931 — амнистия, но работа продолжилась в подневольном режиме внутри системы.

Среди машин Николая Поликарпова исследователи нередко указывают на конструктивные параллели с американскими самолётами:
у биплана И-5 — с Boeing F4B (общая схема и решения по шасси/оперению);
у И-15 и модернизированного И-153 «Чайка» — с линейкой палубных бипланов США 1930-х (в публикациях чаще называют Boeing F4B и Grumman F3F, а также «кёртисовскую» кинематику уборки шасси);
у одноместного низкоплана И-16 — с гоночными монопланами серии Gee Bee (компактный монокок, «пухлый» фюзеляж, ставка на скорость; плюс использование импортных моторов семейства Wright Cyclone на ранних сериях).
Для учебно-связного У-2 (По-2) иногда приводят в пример близкие по роли и времени американские тренажёры (напр., Curtiss N2C-2), подчёркивая сходство по назначению и бипланной схеме. При этом прямых лицензий/чертежей не выявлено: речь скорее о заимствовании тенденций, узлов и аэродинамических подходов эпохи, что остаётся предметом дискуссий среди авиационных историков.

Формально реабилитирован он был лишь в 1956-м, после смерти (30 июля 1944, «на 53-м году жизни»).

Вывод-параллель.
Один и тот же старт — одни мастерские, одна школа. Дальше выбор системы:
— «Остаться»: тюрьма-КБ, задания сверху, быстрые «адаптации» чужих образцов, короткая жизнь.
— «Уехать»: собственная компания, рынок, долгий горизонт и право на риск.
Оба сделали русскую авиацию сильнее — но цена свободы и цена несвободы оказались несоизмеримы.
Разные судьбы гениальных авиаконструкторов. Россия, которую мы потеряли в 1917 году. Россия, потерявшая тысячи гениальных людей.

63 Комментария
  • Павел Клименко
    04 ноября 2025, 09:31
    Ох уж эти отрабатывающие заказ.
    Сикорский сделал русскую авиацию сильнее.ну ну.

    Прям в 6 утра такие посты пишут).
    На бирже совсем дела плохи?
    • Bulat Sabirov
      04 ноября 2025, 10:38
      Павел Клименко,

      Россия большая страна, в ней много часовых поясов

    • Likinsson
      04 ноября 2025, 10:55
      Павел Клименко, а конкретно по фактам есть что добавить?
    • Sarumyan
      04 ноября 2025, 11:52
      Павел Клименко, Сикорский до отъезда успел внести вклад в становление русской авиации, в первую мировую самолеты в России изобретал и строил. Илья Муромец его рук дело.
    • 62rus
      04 ноября 2025, 18:44
      Павел Клименко, новиоп, в стойло
  • slavich
    04 ноября 2025, 10:09
    Таких историй можно набрать по интернету очень много. Судьбы у всех разные и не зависит это от учебы на одном курсе, государственного строя и прочих стартовых данных. Насчет копирования… Ну так любого, кто самолету два крыла приделал, можно назвать копировальщиком.
  • MimoProhodil
    04 ноября 2025, 11:49
    Разработки Поликарпова послужили на пользу России и ее народа, а разработки второго, после его эмиграции, ставили их существование(и многих других народов) под угрозу. А так оба талантливы, конечно. Вертолеты Сикорского славно поработали боевыми колесницами глобального империализма по всему миру. То, что вы теперь круглосуточно в экраны пялитесь, вместо созидательного восьмичасового  трудового дня есть и заслуга Сикорского
      • ignat
        04 ноября 2025, 13:11
        Aristarh Sergeev, это Ваше личное субъективное мнение. Есть и другая информация — У-2, чайка и И-16 — оригинальные разработки Поликарпова.
          • ignat
            04 ноября 2025, 14:42

            Aristarh Sergeev, у Вас нарушена причинно-следственная связь ) Почти все ученые того времени работали какой-то период времени в ограниченных условиях. И что — все только заимствовали и ничего оригинального? ))

            Есть такая штука — критическое мышление. Часто, у верящих в потерянную Россия в 1917 году, оно почему то очень однобоко. И я совсем не говорю о том, что в СССР всё было идеально, но в царской России, где каждый третий имел на теле следы от порки — будущего не было, поэтому — это не большевики сделали революцию, это монархия протухла и страна падала в пропасть и ждала — кто подберет власть после февральской революции.

              • ignat
                04 ноября 2025, 16:22
                Aristarh Sergeev, конечно. В США объявили независимость примерно по той же причине. А в Европе процесс идет до сих пор -  вороватые как раз сейчас в активном процессе смердения, поэтому партия Фараджа и стала внезапно так популярна, хотя ранее всегда считалась микроскопической партией фриков. У нас есть шанс увидеть аналог революционного процесса во всей красе. Да и Германии внезапно АдГ стала популярна и выигрывать местные выборы в землях бывшей ФРГ, что раньше было абсолютно невозможно.
  • MimoProhodil
    04 ноября 2025, 11:52
    Поликарпов сделал русскую авиации сильнее. Сикорский стал на сторону тех, кто почти погубил ее.
      • MimoProhodil
        04 ноября 2025, 13:46
        Aristarh Sergeev, я не кормлю троллей и рептилоидов
  • Олег Каширин
    04 ноября 2025, 12:34
    Глупая прозападная пропаганда с философией шлюх. Мол лучше продаться подороже, чем жить со своей семьёй со своей страной преодолевая трудности.

    Поликарпов великий советский конструктор, он служил своей стране и своему народу невзирая ни на какие трудности. Он герой, наш герой!!!

    Сикорский бросил свою страну и стал работать по сути на врага за деньги. Он бросил тех кто его воспитал и обучил и благодаря кому он стал стал тем кем стал.
    • Likinsson
      04 ноября 2025, 12:40
      Олег Каширин, а по какой причине он уехал?
      • 00597681
        04 ноября 2025, 17:08
        Aristarh Sergeev, Олег Кашинин его лично арестовал или приказ отдал? Наверное именное КБ и фамилия в названиях самолётов это ж не признание.
      • Олег Каширин
        05 ноября 2025, 00:41
        Aristarh Sergeev, я его в тюрьму не бросал, а ссылка и каторга и расстрелы были и до Сталина и до революции, ссылали целыми деревнями, а людьми распоряжались как скотом. И все это было до революции 1917 года.

        Верные сыны отечества служат не власти, не царям и не президентам, а своей стране и своему народу независимо от того любит их власть или нет.

        В тоже время трусы и предатели были всегда во все времена.

        И вот Поликарпов как и Королев как и Рокоссовский как и тысячи других людей России несмотря на то, что власть с ними обращалась жестоко не бросили свою страну, не продались, не предали, а работали на её благо и защищали её и принесли пользу.

        А Сикорский просто сбежал, да он сделал себе состояние, получил славу и почёт там у наших врагов, а чем он помог своей стране? Чем помог своему народу?
    • 62rus
      04 ноября 2025, 18:45
      Олег Каширин, его страну уничтожили большевики.
      • Олег Каширин
        05 ноября 2025, 00:29
        62rus, вот не надо оправдывать беглецов, его страну как и его народ никто не уничтожил, это он бросил и страну и народ.
  • MimoProhodil
    04 ноября 2025, 13:51

    Отец Поликарпова происходил из рода потомственных священнослужителей. Сам Николай закончил Ливенское духовное училище, потом учился в Орловской семинарии. Но ее не закончил, а, сдав экстерном экзамены в гимназии, поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института. Был глубоко верующим, и не скрывал этого. Ходил в церковь, открыто носил крестик.
    В СССР было построено более 50.000 самолетов разработанных при его участии.

    В 1937 г. Поликарпов избран депутатом Верховного Совета СССР.
    В 1940 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. До войны этого высокого звания были удостоены всего 11 человек, а указ о награждении авиаконструктора от 28 октября 1940 года был вообще третьим по счету.

    Награжден также двумя орденами Ленина и орденом Красной звезды.
    Дважды лауреат Сталинской премии. 

    С 1943 года Николай Николаевич, одновременно с работой в ОКБ, был профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов знаменитого Московского авиационного института.

    Умер 30 июля 1944 года от рака желудка.
    Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.©

  • Olleg
    04 ноября 2025, 15:12
    более интересна биография сталинских слуг.
    напр. маршала авиации Худяков С.А., настоящее имя — Арменак Ханферянц, взял документы своего друга Худякова, стал летчиком.

    дослужишься до маршала!!! избежал арестов с мутной биографией.
    был начальником штаба ВВС Советского Союза. 

    В 1945 году организовал десант в Китай, арестовал императора Пу И и захватил золотой запас Маньчжурии.
    при перевозке золота один из 2 самолётов летя в Москву, вместе с золотом исчез.

    5 лет шло следствие и пытки. расстрелян в 1950г.
    после Сталина реабилитирован.
    • MimoProhodil
      04 ноября 2025, 17:28
      Aristarh Sergeev, контора пишет. Сделайте сами F-35 по картинке в журнале

        • 00597681
          04 ноября 2025, 18:48
          Aristarh Sergeev, потому что это дорогое гуано, была бы это реальная пушка, они бы подавили российскую авиацию, а они боятся что его шлёпнут (а его точно шлёпнут) на раз два.
      • Synthetic
        04 ноября 2025, 18:27
        MimoProhodil, 
        контора пишет. Сделайте сами F-35 по картинке в журнале
         Ту-4 почти так и сделали. Приказ был такой.
        ( на самом деле конечно разобрали B-29 до винтика а потом собрали из своих деталей. Сухой вес своего отличался от веса B-29 меньше чем на 1%. Туполев был доволен.)
    • 00597681
      04 ноября 2025, 18:50
      Aristarh Sergeev, потому что в конце 20х при НЭПе американцы получили огромные богатства в концессии и большевики насчитывались со спонсорами, однако в России до 17 был построен первый бомбардировщик, первый гидроплан, и ряд лёгких машин, и авиация в ПМВ была не хуже чем у союзников. Да и автопром СССР был сродни штатовскому и до сих пор разболтовка идентичная, но это не значит что до них ничего не было Фрезе выпускал авто когда Форд под стол пешком ходил.
        • 00597681
          04 ноября 2025, 19:37
          Aristarh Sergeev, за чей счёт что? Ха-ха-ха, нееет как в 17 больше не повторитьэся, и в Вашей жалости я точно не нуждаюсь… Фантазируйте дальше, где моя попа села там моё.
  • MimoProhodil
    04 ноября 2025, 19:25

    Американская авиация 1930-х не возникла из ничего. Она выросла из русской инженерной культуры, переведённой на язык стали, фанеры и клея.

    Влияние русской школы на американское самолётостроение бесспорно!

    Boeing, Grumman, Curtiss не были чистыми копиями, но их замыслы восходят к прототипу из цехов Балтийского судостроительного завода завода и конюшенных мастерских Санкт-Петербурга.

    Тем самым американские авиаконструкторы стали главными адаптаторами чужих идей: именно они научили американскую промышленность превращать концептуальные прототипы в реальные машины.

     По материалам буржуазной прессы.                                                                 P.S.: я тоже умею в набросы

    • Synthetic
      04 ноября 2025, 21:16
      MimoProhodil, 
      Самолет поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел.

       Практически прототип Бурана. Тот тоже взлетел, пролетел какое-то расстояние и сел. И все…
      С другой стороны замечательно, что ни тогда, в 1882, ни потом никого из причастных не расстреляли. Как,  например, расстреляли создателей «Катюши» Георгия Лангемака и Ивана Клейменова.
      • MimoProhodil
        04 ноября 2025, 20:14
        Synthetic, да, Буран всего лишь дважды облетел Землю и просто сел. Полностью в автоматическом режиме, без вмешательства с ЦУПа. Отклонения от расчетной точки приземления составили 9,4 метра вправо и недолёт в 190 метров при общей длине посадочной полосы 3700 м. И все. Делов-то.
        • MimoProhodil
          05 ноября 2025, 15:48
          MimoProhodil, а потом на него набросилась большевистская нечисть и мы страдаем до сих пор. Так и было
  • MimoProhodil
    05 ноября 2025, 16:00
    Хороший срач. Двух замечательных русских людей вспомнили)  Печально то, что манипулятивный вброс, который послужил поводом этим комментариям лайкнуло уже 38 прочитавших, а обсуждение мало кто читает. «Не все лишь могут смотреть в завтрашний день»(  И все же, c Днем народного единства сограждане! 
  • Malik
    04 ноября 2025, 22:25
    Автор, ехай и ты, наверняка станешь великим, как Сикорский или Баффет, не страдай здесь в тирании и совке, в добрый путь…
      • Malik
        05 ноября 2025, 17:55
        Aristarh Sergeev, цитатки, вырванные из контекста — удел примитивно мыслящих людей. Но по аналогии с отсылкой к патриотам, могу отослать почитать высказывания нормальных людей о еврогомиках, удачи в прочтении.
  • Schwonder
    05 ноября 2025, 07:39
    Когда в Первую мировую солдаты проходили медкомиссию, то оказалось что чуть ли не все крестьяне поротые. Вот Россия, которую мы потеряли.
      • Schwonder
        05 ноября 2025, 09:11
        Aristarh Sergeev, ну вы в конце поста написали о России, которую мы потеряли. Я привел пример другой стороны той потерянной России.
          • Schwonder
            05 ноября 2025, 13:43
            Aristarh Sergeev,   за что вы так со мной?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн