В 1914-м Игорь Сикорский получил диплом инженера Петербургского политехнического института. Среди его однокурсников — Николай Поликарпов. Ещё студентами они работали над самолётами в ангарах Комендантского и Корпусного аэродромов, где по конструкциям Сикорского построили свыше 90 машин.
Дальше траектории разошлись.
Сикорский (эмиграция в 1919) в США с нуля основал Sikorsky Aircraft (1923) и пришёл к мировой славе как пионер вертолётов — путь частной инициативы и инженерной свободы. Он прожил 83 года.
Поликарпов остался в СССР. В ноябре 1929 его арестовало ОГПУ; без суда приговор — к расстрелу, заменённый работой в «шарашке» ЦКБ-39 имени Менжинского (Бутырка → «внутренняя тюрьма» на заводе № 39). В 1931 коллегия ОГПУ дала 10 лет ИТЛ; в июле 1931 — амнистия, но работа продолжилась в подневольном режиме внутри системы.
Среди машин Николая Поликарпова исследователи нередко указывают на конструктивные параллели с американскими самолётами:
у биплана И-5 — с Boeing F4B (общая схема и решения по шасси/оперению);
у И-15 и модернизированного И-153 «Чайка» — с линейкой палубных бипланов США 1930-х (в публикациях чаще называют Boeing F4B и Grumman F3F, а также «кёртисовскую» кинематику уборки шасси);
у одноместного низкоплана И-16 — с гоночными монопланами серии Gee Bee (компактный монокок, «пухлый» фюзеляж, ставка на скорость; плюс использование импортных моторов семейства Wright Cyclone на ранних сериях).
Для учебно-связного У-2 (По-2) иногда приводят в пример близкие по роли и времени американские тренажёры (напр., Curtiss N2C-2), подчёркивая сходство по назначению и бипланной схеме. При этом прямых лицензий/чертежей не выявлено: речь скорее о заимствовании тенденций, узлов и аэродинамических подходов эпохи, что остаётся предметом дискуссий среди авиационных историков.
Формально реабилитирован он был лишь в 1956-м, после смерти (30 июля 1944, «на 53-м году жизни»).
Вывод-параллель.
Один и тот же старт — одни мастерские, одна школа. Дальше выбор системы:
— «Остаться»: тюрьма-КБ, задания сверху, быстрые «адаптации» чужих образцов, короткая жизнь.
— «Уехать»: собственная компания, рынок, долгий горизонт и право на риск.
Оба сделали русскую авиацию сильнее — но цена свободы и цена несвободы оказались несоизмеримы.
Разные судьбы гениальных авиаконструкторов. Россия, которую мы потеряли в 1917 году. Россия, потерявшая тысячи гениальных людей.
Две судьбы — два пути
В конце XIX века в двух северных деревнях России — Турье Вологодской губернии и Галуевской Костромской — родились два мальчика из крестьянских семей. Питирим Сорокин и Николай Кондратьев. Их святые покровители, Питирим Великопермский и Николай Салос, были мучениками за правду. И символично, что и Сорокин, и Кондратьев посвятили жизнь поиску истины и справедливости — но каждый прошёл свой путь.
Друзья с юности, они познакомились в Хреновской семинарии. Оба участвовали в революционных кружках, оба вступили в партию эсеров, оба сидели в тюрьме. Позже, в Петербургском университете, учились у М. М. Ковалевского, Туган-Барановского, Петражицкого — будущих классиков российской социологии и экономической мысли.
После Февральской революции оба оказались рядом с Александром Керенским: Сорокин стал секретарём по делам науки, Кондратьев — по делам сельского хозяйства. После Октября их пути разошлись.
Сорокин, дважды арестованный, в 1922 году был выслан на «философском пароходе» вместе с Бердяевым и другими учёными. Он уехал в США, где стал профессором Гарварда и основателем школы социокультурной динамики. Его труды — Social and Cultural Dynamics, The Crisis of Our Age, The Reconstruction of Humanity — оказали огромное влияние на мировую социологию. Сорокин прожил долгую жизнь и умер в 1968 году, оставив наследие мыслителя, вернувшего России её гуманистический смысл.
Кондратьев остался. В 1920-е годы он возглавлял Конъюнктурный институт, разрабатывал «пятилетку Кондратьева» — первый перспективный план аграрного развития России. Его работы «Большие циклы конъюнктуры» и «Проблемы экономической динамики» принесли ему международную известность: его цитировали Андерсон, Кузнец, Митчелл, Фишер. В 1924 году он побывал в США, где Сорокин предлагал ему остаться и возглавить кафедру. Кондратьев отказался: верил, что нужен России. Через шесть лет его арестовали, а в 1938 году — расстреляли по личному указанию Сталина
Сорокин и Кондратьев
.Его жена Евгения Давыдовна хранила рукописи и письма из тюрьмы, добиваясь посмертной реабилитации мужа. Дочь Елена прожила жизнь, сохранив архив отца. Полностью оправдан он был только в 1987 году, через полвека после смерти.
А Сорокин — на другом конце света — в 1930-х писал своему другу письма, пытаясь спасти его от террора, просил американских коллег ходатайствовать перед советской властью. Но письмо опоздало: Николай Кондратьев был уже в заключении.
Один был изгнан, но услышан всем миром.
Другой остался, но был уничтожен собственной страной.
Их объединяет не только дружба и происхождение, но и вера, что наука — выше власти, а истина сильнее страха.
Россия XX века выбрала из двух путей — тот, где за слово платили жизнью.
Но память о Сорокине и Кондратьеве — напоминание, что и изгнание, и мученичество могут стать формами служения Отечеству.
Сикорский сделал русскую авиацию сильнее.ну ну.
Прям в 6 утра такие посты пишут).
На бирже совсем дела плохи?
Россия большая страна, в ней много часовых поясов
У Поликарпова не было своих разработок...
Он работал в тюремном КБ и делал только что приказывали… еги последний истребитель украл Микоян и Гуреев которые так и не смогли довести его
Или вам ещё историю советской космонавтики рассказать ❓😎
Aristarh Sergeev, у Вас нарушена причинно-следственная связь ) Почти все ученые того времени работали какой-то период времени в ограниченных условиях. И что — все только заимствовали и ничего оригинального? ))
Есть такая штука — критическое мышление. Часто, у верящих в потерянную Россия в 1917 году, оно почему то очень однобоко. И я совсем не говорю о том, что в СССР всё было идеально, но в царской России, где каждый третий имел на теле следы от порки — будущего не было, поэтому — это не большевики сделали революцию, это монархия протухла и страна падала в пропасть и ждала — кто подберет власть после февральской революции.
Поликарпов великий советский конструктор, он служил своей стране и своему народу невзирая ни на какие трудности. Он герой, наш герой!!!
Сикорский бросил свою страну и стал работать по сути на врага за деньги. Он бросил тех кто его воспитал и обучил и благодаря кому он стал стал тем кем стал.
Верные сыны отечества служат не власти, не царям и не президентам, а своей стране и своему народу независимо от того любит их власть или нет.
В тоже время трусы и предатели были всегда во все времена.
И вот Поликарпов как и Королев как и Рокоссовский как и тысячи других людей России несмотря на то, что власть с ними обращалась жестоко не бросили свою страну, не продались, не предали, а работали на её благо и защищали её и принесли пользу.
А Сикорский просто сбежал, да он сделал себе состояние, получил славу и почёт там у наших врагов, а чем он помог своей стране? Чем помог своему народу?
Вот вашего друга уже арестовали
Арестованный Польшей экс-глава штаба Навального в Саранске сливал ФСБ данные об эмигрировавших оппозиционерах
В деле российской пары Игоря и Ирины Роговых, которых судят в Польше по подозрению в шпионаже и попытке переслать бомбу через курьера, появились новые подробности, сообщает Wiadomosci со ссылкой на судебные материалы. По данным издания, подозреваемый, который ранее был координатором движения «Открытая Россия» и замглавы штаба Алексея Навального в Саранске, передавал сотруднику ФСБ данные о польских чиновниках и российских оппозиционных деятелях, которые эмигрировали на Запад. Об этом сам Рогов, арестованный еще летом 2024 года, рассказал в ходе допроса польских спецслужб.
«Я должен был заниматься тем, что мне нравится — входить в ряды российских оппозиционеров, знакомиться с новыми людьми и в конечном итоге сообщать обо всем в ФСБ. Мне казалось, что я приношу больше
Отец Поликарпова происходил из рода потомственных священнослужителей. Сам Николай закончил Ливенское духовное училище, потом учился в Орловской семинарии. Но ее не закончил, а, сдав экстерном экзамены в гимназии, поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института. Был глубоко верующим, и не скрывал этого. Ходил в церковь, открыто носил крестик.
В СССР было построено более 50.000 самолетов разработанных при его участии.
В 1937 г. Поликарпов избран депутатом Верховного Совета СССР.
В 1940 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. До войны этого высокого звания были удостоены всего 11 человек, а указ о награждении авиаконструктора от 28 октября 1940 года был вообще третьим по счету.
Награжден также двумя орденами Ленина и орденом Красной звезды.
Дважды лауреат Сталинской премии.
С 1943 года Николай Николаевич, одновременно с работой в ОКБ, был профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов знаменитого Московского авиационного института.
Умер 30 июля 1944 года от рака желудка.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.©
Последние годы жизни Николая Поликарпова оказались очень тяжелыми; начался последний и самый трагический акт его карьеры. Особенно нелегко далось ему выделение из его КБ Особого конструкторского бюро во главе с бывшим военпредом Артемом Микояном, уход из него более 60 ведущих конструкторов и потеря проекта нового истребителя, который впоследствии стал МиГ-1 (МиГ-3).
Нас самом деле проект Поликарпова И 200 это Curtiss YP-37 который потом стал МиГ 1 а потом МиГ 3
Эта комбинация на первый взгляд казалась довольно странной. Главный конструктор Поликарпов находился в Германии и ничего не знал о том, что его перспективная, но еще не доведенная до конца разработка была запущена «в дело». И только после того, как начальником ОКО на правах главного конструктора И-200 был назначен А. И. Микоян, а его заместителями — М. И. Гуревич и В. А. Ромодин, стала понятна цель интриги.
напр. маршала авиации Худяков С.А., настоящее имя — Арменак Ханферянц, взял документы своего друга Худякова, стал летчиком.
дослужишься до маршала!!! избежал арестов с мутной биографией.
был начальником штаба ВВС Советского Союза.
В 1945 году организовал десант в Китай, арестовал императора Пу И и захватил золотой запас Маньчжурии.
при перевозке золота один из 2 самолётов летя в Москву, вместе с золотом исчез.
5 лет шло следствие и пытки. расстрелян в 1950г.
после Сталина реабилитирован.
Влияние американской школы на советское самолётостроение времён Поликарпова — не эпизод, а системная зависимость.
И-5, И-15, И-16 и И-200 не были чистыми копиями, но их замыслы восходят к Boeing, Grumman, Curtiss и гоночным мастерским США.
Тем самым Поликарпов стал главным адаптатором чужих идей: именно он научил советскую промышленность превращать журнальные изображения и прототипы в реальные машины.
( на самом деле конечно разобрали B-29 до винтика а потом собрали из своих деталей. Сухой вес своего отличался от веса B-29 меньше чем на 1%. Туполев был доволен.)
И мне не будет вас жалко от слова совсем...
Обдирут вас как обдирали ваших родителей…
Американская авиация 1930-х не возникла из ничего. Она выросла из русской инженерной культуры, переведённой на язык стали, фанеры и клея.
Влияние русской школы на американское самолётостроение бесспорно!
Boeing, Grumman, Curtiss не были чистыми копиями, но их замыслы восходят к прототипу из цехов Балтийского судостроительного завода завода и конюшенных мастерских Санкт-Петербурга.
Тем самым американские авиаконструкторы стали главными адаптаторами чужих идей: именно они научили американскую промышленность превращать концептуальные прототипы в реальные машины.
По материалам буржуазной прессы. P.S.: я тоже умею в набросы
Практически прототип Бурана. Тот тоже взлетел, пролетел какое-то расстояние и сел. И все…
С другой стороны замечательно, что ни тогда, в 1882, ни потом никого из причастных не расстреляли. Как, например, расстреляли создателей «Катюши» Георгия Лангемака и Ивана Клейменова.