
На прошлой неделе случайно наткнулся на слайд из презентации Евротранса в сети, где компания собиралась основать и в дальнейшем развивать банановую плантацию. Сначала не поверил, подумал, что фотошоп, но нет. На сайте Евротранса, действительно, размещена презентация, где на последнем слайде (прикрепил его к посту) отмечена информация, что компания собирается основать банановую плантацию и получать ориентировочный доход в размере 0,1 млрд руб. от продажи продукции через собственную сеть.
Насколько я понял из презентации, банановая плантация — это часть проекта компании по газовой генерации. Как именно в данный проект будет встроена плантация — не понятно, эта информация отсутствует. Тем не менее, мне стало любопытно и я бегло просмотрел ряд статей по тематике преобразования биобассы в энергию, в частности отходов банановых плантаций, где было сказано, что бананы — не самый лучший выбор, так как в них содержится много влаги.

Ладно, если опустить историю с банановой плантацией, основной вопрос к менеджменту (помимо целесообразности выплаты дивидендов при отрицательном свободном денежном потоке) — зачем развивать непрофильный бизнес (газовая генерация), да еще и при стоимости 19,1 млрд руб. по предварительной оценке, что превышает годовой CAPEX компании за 2024 год?
Последнее время, наоборот, наблюдается тенденция, что компании постепенно отказываются от непрофильных активов и концентрируются на своем основном бизнесе и смежных с ним направлениях, что в частности поддерживается акционерами. Приведу примеры как из российской, так и зарубежной практики:
1. Несколько лет назад Илон Маск принял решение приобрести на баланс Теслы Биткоин (непрофильный актив). Данное решение вызвало активные дискуссии в рядах акционеров автопроизводителя, что чуть не стоило Илону должности в компании. Котировки тогда тоже негативно отреагировали на данную операцию и начали восстанавливаться лишь после продажи криптовалюты.
Причина такой реакции проста — акционеры покупают конкретный актив. В данном случае ценные бумаги производителя автомобилей. Если бы им хотелось приобрести криптовалюту или копанию, которая связана с криптоиндустрией, они бы совершили иную операцию, но никак не покупку акций Теслы;
2. На российском рынке в данный момент проходит сделка (стоит на паузе) по продаже Банком ВТБ компании Росгосстрах. Сам менеджмент компании заявляет, что страховой бизнес «сам по себе очень непростой» и требует много внимания, подтверждая трудоемкость управлением непрофильным активом;
3. Сегодня появилась информация о продаже Сбербанком своей доли в Еаптеке. На текущий момент точная причина продажи, но эксперты из отрасли заявляют, что для банка это слишком узкопрофильный и небольшой актив, которым сложно управлять.
Все вышеперечисленные примеры свидетельствуют о том, что даже крупным компаниям с большими ресурсами и разноплановой экспертизой трудно управлять непрофильными активами, что зачастую приводит к их продаже через какое-то время. В связи с этим решение менеджмента Евротранса по реализации проекта газовой генерации вызывает дополнительные вопросы и дополнительную причину обходить компанию стороной.