🤘Все слышали про Brent. Котировки мелькают в сводках новостей, о ней говорят аналитики, от нее пляшут биржи. Но если вы действительно хотите понять, что сейчас происходит с российской экономикой и как она себя чувствует под давлением санкций, то смотреть нужно совсем не на Brent.
🔐 Ключ к разгадке — это цена на российскую нефть Urals и ее немалый дисконт к марке Brent. Эта разница в цене — не скучная цифра из таблицы, а драма, полная политики, рисков и денег, очень больших денег.
#ПолиГрамотность
📉Раньше-то все было просто и предсказуемо. Да, Urals всегда немного проигрывала в цене своему эталонному конкуренту. Ну, потому что она чуть менее качественная, с большим содержанием серы, да и везти ее до портов Европы было подороже. Скидка в доллар-другой никого не смущала — обычные рыночные игры.
🚫А потом грянул 2022 год, и все рухнуло. Западные санкции, эмбарго, потолок цен. Европа, главный и самый удобный покупатель, захлопнула дверь. И перед Россией встала задача титанического масштаба: куда девать нефть? Ответ нашелся быстро: на Восток. Но вот как туда доставить — это уже была головоломка.
🙌Представьте себе логистику. Вместо короткого и дешевого прыжка через Балтику до Германии или Польши — многомесячное путешествие гигантских танкеров в обход полконтинента в Индию или Китай. Фрахт таких рейсов взлетел до небес.
💰Допустим, мировая цена на нефть (Brent) составляет $85 за баррель. Цены условные и нужны только для наглядности:
1️⃣ Логистика до Европы (старая схема): Фрахт + страховка = ~$2. Цена Urals = $85 — $2 = $83 (минимальный исторический дисконт).
2️⃣ Логистика до Индии (новая схема): Фрахт ($12) + повышенная страховка ($3) + учет рисков и холостого пробега ($5) = $20 общих издержек. Цена Urals = $85 — $20 = $65.
🤝Именно эти $20 разницы и есть тот самый дисконт. Покупатель в Индии говорит: «Я готов купить вашу нефть, но я несу колоссальные издержки и риски по ее доставке. Поэтому я заплачу вам не $85, а $65». Российскому продавцу приходится соглашаться, потому что альтернатива — вообще не продать нефть.
🏷️ По сути, эта скидка стала денежным эквивалентом всех затрат на обход санкций. Чем сложнее и дороже становится процесс, тем шире разрыв между тем, что платят за Brent, и тем, что получает Россия за Urals.
🚨А вот тут начинается самое важное!.. Все доходы российского бюджета от нефти — налоги, пошлины — считаются именно от цены Urals, а не от красивого показателя Brent. И получается обманчивая картина: смотришь на мировой экран — нефть стоит $85. А в казну в это время капает от продажи по $55-60.
💵 Разница — это миллиарды долларов, которые могли бы пойти на что-то еще, но они просто растворились в логистике и рисках. Они испарились.
📊 Более дешевый поток нефти на Восток не остался незамеченным и для остального мира. Он всколыхнул весь азиатский рынок.
💫 Таким конкурентам, как Саудовская Аравия, теперь тоже пришлось крутиться и предлагать скидки, чтобы их нефть покупали, а не более дешевую российскую.
📅 В итоге получается, что устойчивый увеличенный дисконт — это не временная неполадка. Это диагноз и даже, возможно, приговор на долгие годы. Он означает, что Россия прочно засела в роли поставщика с большими скидками.
🧮 Это новая, гораздо более дорогая и не такая прибыльная реальность, из которой нет простого выхода. И каждый доллар этого дисконта — это цена изоляции.
📌 Сейчас, конечно, ситуация проще, дисконт в районе 7$, потому что логистические процессы более отлажены, чем в 2022, экспортеры научились находить пути на западные рынки в обход санкций, но в моменте это была катастрофа, которая стоила миллиардов недополученных рублей нашей стране.
🤔А вы следите за динамикой нефтяных котировок и спредом Brent/Urals? Была ли информация для вас полезна? Ответы в комментариях!⤵️
#ПолиГрамотность — обучающие посты.
#прояви_себя_в_пульсе #пульс_оцени #пульс_учит #учу_в_пульсе