В прошлый вторник, 10 июня, Frank Media по результатам отчёта «Эксперт РА» и опроса собственных источников сообщил нам, что рейтинг кредитоспособности у банка МКБ хороший, потому что… он готовится привлечь внешнюю помощь.
Ибо внезапно выяснилось, что двадцать девять процентов портфеля банка — это реструктурированные долги без отражения понижения качества. Поэтому просроченный долг удалось удержать на отметке в 4%. Красивеньким.

Только вот что это значит в переводе с русского на русский? А то, что до 1,5 трлн из 5 трлн активов портфеля банка — потенциально просто невозвратный мусор. Фактически, как сообщают мои собственные источники, ЦБ в моменте требует доначислить разом как минимум 120 миллиардов рублей резервов при капитале банка в 350 млрд, что делать с остальным — пока, видимо, никто не знает. Потому что всё это, по некоторым оценочным суждениям, просто аффилированные выдачи и набивание чьих-то карманов. В банке сменилась команда, и люди тех господ, что помогли МКБ выжить в период крушения Московского кольца, сейчас наводят там порядки и ходят с огнемётом по закоулкам. Остальное узнаете позже. Наверное.
А в начале недели для ТАСС выступил финдиректор Сбера. Где сообщил нам — опять-таки, переводя с русского на русский — что банк сейчас двигается по показателям прибыли впереди прогнозов, но портфель портится, и начислять резервы, скорее всего, придётся. Много. Вплоть до падения прибыли ниже показателей 2024 года.

Почему? Я объяснял когда-то ранее, почему. Потому что в период низких ставок в экономике можно бесконечно что-то рефинансировать, что-то капитализировать, формировать новые выдачи и поддерживать на плаву кредитный портфель.
А вот когда ставки высокие — «зомби» платить их не могут. Просто не даёт такую доходность недвижимость в залоге, да и у бизнеса нормального рентабельность собственного капитала 20-30%, и тридцать — это уже очень круто.
А у нас тут курс ещё крепкий. И падение экономической активности вместе со стройкой.
И снова выдавать под 25%, получать 10%, а тело долга плюс 15% недополученных процентов капитализировать в новые займы — может не получиться, ибо даже 10% платить довольно тяжело, а что-то в ОДДС показывать всё же надо.
Как результат… Если ставку не будут снижать приличными темпами — к примеру, до 15% и ниже к концу года — то даже дыра размером в квартальную прибыль какого-нибудь ВТБ будет означать, что год мы прошли хорошо.
Такой концентрации кредитного риска, как сейчас, на балансах банков не было, наверное, десяток лет. Если не больше.
Собственно, в том числе поэтому Эльвира ввела заградительные макропруденциальные надбавки на выдачи крупным заёмщикам с суммой свыше 50 млрд руб. на одного. И, вероятно, стремительное снижение ставок привлечения, наблюдающееся сейчас, поможет… нет, не прибыль разжать, а высвободить пространство для резервов у тех, у кого баланс наиболее токсичный. ВТБ на очереди?
Возможно, нас пронесёт.
Или нет.
«Как верёвочке ни виться, кончик найдётся».