
Привет, Смартлабовцы! С Днём Великой Победы!
Продолжим онлайн-экскурсию по Новой Третьяковке.
Если вам показался радикальным Чёрный квадрат Малевича (ссылка на пост)— держитесь крепче: сейчас мы шагнём в настоящий вихрь цвета, где линии звучат, как трубы, и форма вибрирует как аккорд.
Добро пожаловать дальше в зал русского авангарда Новой Третьяковки на Крымском валу в Москве — туда, где живопись перестаёт быть изображением и становится чистой музыкой духа.
Перед вами — абстрактная симфония, вдохновлённая Кандинским, продолжение той самой художественной революции, которая началась с обнуления — с чёрного.
Теперь — не ноль, а взрыв.
Не тишина, а оркестр цвета.
Готовы услышать, как звучит картина?
Окунёмся глубже в его творчество, в его знаменитые «Композиции» и философию, которая изменила весь XX век.
Родился в Москве в 1866 году, но большую часть жизни провёл в Германии и Франции. Его путь — это путь человека, который хотел передавать вибрации души, внутренние состояния через цвет, ритм и форму.
Он был и художником, и теоретиком, автором манифеста «О духовном в искусстве» (1911) — абсолютно культового текста, в котором он утверждает:
Цель искусства — не воспроизведение внешнего, а выражение внутреннего.—
Серия «Композиции» (всего их было около 10, часть утрачена) — равносильна симфониям Бетховена. Он сам так и называл их — музыкальными произведениями. Каждая композиция — это абстрактный набор форм, это внутренний сюжет, это эмоциональное событие.
Принципы, на которых они построены:
1. Живопись как музыка
Кандинский был глубоко убеждён, что цвет и форма действуют на человека так же, как звук.
Жёлтый — как труба, тревожный, активный
Синий — как виолончель, глубокий, медитативный
Красный — сильный, напряжённый, драматичный
Зелёный — спокойствие, но с внутренним напряжением
Он буквально слышал цвета, — был синоэстетиком, т.е. человеком, у которого чувства смешиваются. Он мог видеть звуки и слышать цвета.
2. Формы как энергия
Прямые линии — как движение воли, энергии
Круги — спокойствие, бесконечность
Зигзаги и ломаные — драматизм, конфликт
Композиции построены по принципу ритма, как партитура

Композиция VII (1913)
Это огромная картина — более 2 метров в высоту. На ней вроде бы хаос, вихрь форм и цветов, но если всмотреться, то можно почувствовать движение, взрыв, превращение.
Кандинский говорил, что здесь он изобразил сразу апокалипсис, воскресение и рождение нового мира.
Это чистая энергия:
Для Кандинского абстракция — это не уход от реальности, а наоборот — путь к более глубинной, духовной сути вещей.
Он хотел, чтобы картина не изображала, а воздействовала, как музыка воздействует — напрямую, без перевода.
Кандинский оказал колоссальное влияние на весь мировой модернизм:
Кандинский первый сказал:
«Изобразительное искусство не обязано изображать».—
И вместо пейзажей, людей, предметов — он дал нам чистую эмоцию, ритм, мелодию цвета.
Как обычно, короткий стих (сильно не ругайте):
Из квадрата — в вихрь, из тишины — в свет,
Где линия пляшет, где формы — как бред.
Кандинский звучит, как аккорд без ключа,
Картина поёт, не нуждаясь в речах.
Цвет — не для глаз, а для сердца прямой,
Искусство не формы, а вспышки душой.
Шагаем по залу, где смысл — не предмет,
А ритм, что внутри, предоставит ответ.
Если вам понравилась моя онлайн-экскурсия по Новой Третьяковке, не скупитесь, поставьте «плюсик», для этого нажмите на «хорошо» под постом.
там этих кандинсктх с малевичами очень много рисуют
главное не увлекайтесь
Нынче такое весьма редко. Спасибо, Друг! Мне будет очень приятно и очень почётно стать Твоим официальным Другом на смарте. Надеюсь, ТЫканье между друзьями вполне уместно.
Ввожу те слова, которые обычно говорю очень немногим -
Чистого неба и Славной охоты, Друг!