Российские депозитарии теперь обязаны сообщать заявителям о проблемах с документами на принудительную конвертацию депозитарных расписок (DR). Об этом стало известно благодаря решению Верховного суда РФ, который рассмотрел жалобу инвестора, которому отказали в обмене ценных бумаг (дело № А40-155508/2023).
Конвертация депозитарных расписок на акции российских компаний стартовала в 2022 году после начала событий на Украине. Этот процесс набрал обороты на фоне резкого падения стоимости DR российских эмитентов на международных рынках и приостановки торгов. В то время действовало два механизма обмена: автоматическая замена, которая проходила в августе-сентябре 2022 года для расписок, находившихся в российских депозитариях, и принудительная процедура, для которой нужно было подать заявление, действовавшая до 24 ноября 2022 года для бумаг, учтенных за границей.
Итак, в апреле-2025 судебная коллегия по экономическим спорам ВС рассмотрела дело Владимира Пелевина, которому Райффайзенбанк отказал в принудительной конвертации 8,6 тысяч депозитарных расписок на акции «Новолипецкого металлургического комбината» и почти 17,5 тысяч расписок на акции «Сургутнефтегаза». Причиной отказа стало то, что инвестор приложил к своему заявлению, отправленному «Почтой России», только копию паспорта и неподтвержденные нотариально отчеты Citibank N.A. London.
ВС не согласился с мнением предыдущих инстанций, которые поддержали позицию банка. Коллегия отметила, что депозитарий должен был связаться с заявителем по телефону или электронной почте и предложить ему прийти в офис. Также суд отклонил аргумент банка о том, что срок подачи заявления истек, указав, что это ограничение касается только самих заявлений, а Пелевин не нарушил этот срок.
В частности, об отказе Пелевин узнал лишь в апреле 2023 года после неоднократной подачи претензий депозитарию. Позднее в суде он указывал, что Райффайзенбанк не запрашивал у него дополнительные документы, хотя время на это было. Согласно материалам дела, заявление поступило депозитарию 1 ноября 2022 года, тогда как решения о принудительной конвертации должны были быть приняты до 24 ноября.
Кроме того, суд указал, что нижестоящие инстанции не проверили довод Райффайзенбанка о том, что решение о принудительной конвертации невозможно выполнить. Депозитарий ссылался на необходимость списания ценных бумаг со счета депо типа «С», операции по которым были ограничены указом президента от 5 марта 2022 года № 95. Однако суд подчеркнул, что отсутствие исключений для таких операций не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований инвестора, так как он все равно имеет возможность определить порядок исполнения решения суда после разрешения спора.