Организация концертов выглядит как легкие деньги без особых навыков и классные знакомства. Я открыл концертное агентство в 2014, за 4 года провел около 240 концертов. В статье расскажу как открыл, как отбирал артистов, почему зарабатывал, сколько денег можно поднять и потерять, почему закрыл.
Кукрыниксы играют хиты Короля и Шута
В Москве анонсировали концерт памяти Михаила Горшенева, он только умер. Моя девушка хотела съездить на такой, например, в Питер, но его не было. Я работал управляющем в клубе в Великом Новгороде и решил привезти такой концерт сам. Позвонил по телефону на сайте Кукрыниксов и мне назвали лайтовую цену — 80к.
Управляющим в клубе я возил диджеев и звезд 90-х. Ориентировался в ценах на артистов и понял, что мне дали хорошую цену.
Кукрыниксы не возили прощальный концерт, но солист пел «Проклятый старый дом».
Это давало возможность написать “Кукрыниксы исполнят хиты Короля и Шута”
Концерт прошел хорошо, потому что Кукрыниксы оказались популярной в регионах группе, плюс ностальгия. Собрали ~500 человек, билеты были дешевые — от 400₽. Это был правильный ценник для Великого Новгорода.
80к на Кукрыниксов выделял владелец клуба, где я работал. Я представил ему супер-бизнес-план — делим 50 на 50 деньги с билетов. А вы дозаработаете на баре. В случае провала минус вычитают из моей зарплаты. Взял друга в партнеры. На первом концерте заработали сотку. Моя зарплата управляющего была 30к за 6-тидневку. Казалось, что вот она золотая жила.
Начали брать концерты: Кукрыниксы в плюс, Animal Jazz в ноль, рэпер Карандаш в минус 20к, Князь в хороший плюс. Минус по Карандашу я взял на себя.
На Князе владелец зажал 20к: вычел доплату за официантов — они должны были выйти пораньше, хотя деньги с бара забирал себе. Выставил счет за электричество. А я тем временем считал, сколько он зарабатывает на баре. Так и разошлись.
Первым взяли концерт Пилота — 50к предоплаты за 2 города Новгород и Псков — занял у родителей.
Так мы начали самостоятельный путь как концертное агентство.
Возил артистов, которые однажды зашли в другие города. Я так возил Князя и Кукрыниксы. В какой-то момент я начал открывать карту России и спрашивать, были ли они в этом городе. Так случился самый большой провал с Князем в Уфе. Оказалось, что прошлый концерт отменили, а орг сбежал с деньгами.
Смотрел, кто выступает в Питере и брал их в Новгород и Псков. Выходит дешевый транспорт, просто заказываешь микроавтобус + гостиницу можно поделить с Питерскими оргами. Так было с Фараоном: он ехал в тур, был график. Вижу, что есть Питер, но нет Новгорода и Пскова. Смотрю, что соседние даты не заняты — звоню и предлагаю съездить в эти города.
Брать хайп + первый тур — Мияги и тогда Эндшпиль мы взяли за 200к, через неделю они стоили миллион. Важно взять группу, пока она не поняла, сколько стоит.
Брать инфоповод — вроде смерти Горшка, но больше никто культовый за период моей карьеры не умирал.
Начинающий организатор, помни “10 лет группе” – не инфоповод.
Топовые рок группы — сам слушал много рока, примерно понимал, что нравится. Дальше смотрю, кто гастролирует — если не гастролирует, наверное, не собирает. Открывал чарт и писал. За Пелагеей гонялся год, но так и не договорились. Условные Сплин или ДДТ не подойдут — скорее всего будет слишком дорого. Когда нет портфолио, с такими не договориться. Но в итоге с Чайф удалось, и зря — провел в минус. С ДДТ получилось, потому что со мной связался друг группы, который вез ее в тур, там работали за процент со сборов.
С концертов зарабатывал примерно 40к в месяц. Остальное бросал обратно в бизнес. Концерты подбивали постфактум примерно.
А еще очень много в такую эксельку забывали заносить
С концерта небольших рок групп вроде Кукрыниксы, Князь, Пилот можно заработать до 200к. Потерять до 100к
С больших групп вроде ДДТ и ЧАЙФ в немиллионниках можно потерять до 400к за один концерт.
С хайповых рэп артистов вроде Мияги и Каспийский груз на тот момент можно поднять до 400к, если во время брать, пока продюсеры не осознали реальные сборы.
Иногда Артист может работать без гонорара, а просто платит процент за организацию с билетов, так поработал с ДДТ и КАСПИЙСКИЙ ГРУЗ.
На хайповой попсе вроде МОТа и Егор КРИД, L’ONE можно потерять до 200к.
Пример сметы концерта. Этот концерт прошел “в ноль”
Когда концерт Пилота улетал в минус, открыл еще один способ заработка на концертах – привлечение спонсоров. За рекламу на концертах они дают денег. На фото можно увидеть лого цветов, кваса, кфс – это спонсоры.
Предоплата и договор
В основном это 50% гонорара. Потом я старался договориться на 30%. Когда группа берет маленькую предоплату, а концерт не продается, организатору легче выбить скидку. Если группа забрала 50%, то могут просто забрать эти деньги и сидеть дома. А если предоплата 30% или меньше, то группа хочет поехать в тур, чтобы дозаработать и может дать скидку.
Редкие музыканты ездят без предоплаты, но и такое бывало. Договора чаще не было, все на словах. Просто группы часто знают людей в органах и ФСБ, которые умеют выбивать денег.
Звукорежиссер и тех. райдер
Группа дает контакты звукорежиссера. Я сводил прокатчика и звукорежа. Звукарь дает список оборудования, прокатчик выполняет. Я плачу, поэтому требую у прокатчика порезать смету. Он режет и это бесит звукорежа группы, поэтому вечные разборки. На Чайф оборудование для концерта в Новгороде возил из Минска.
Барабаны от ударов по ним могут поехать. Поэтому нужен специальный подиум. Обычно его нет, поэтому просто тащили бабушкин ковер.
Бытовой райдер
Артист заявляет, что ему нужно в гримерке, сколько звезд в гостинице, какой трансфер. Иногда на мелочах вроде вип проходки в аэропорту или хеннесси ХО можно серьезно вылезти за смету.
Важно не продолбаться с количеством бутербродов, их считают.
Билеты
Нужно напечатать, раскидать по точкам. Иногда есть билетный оператор. Сделать разваловку — схему концертного зала.
Вип билеты могут стоить в 3 раза дороже танцпола. Иногда основной заработок был именно за счет них. На фото пример схемы ночного клуба.
🛎 Каждую неделю честные истории на основе интервью с предпринимателями, выходят в телеграм‑канал «Упал, поднялся», подпишитесь.
Реклама
Группа скидывает фото для рекламы. Кто-то скидывает макет афиши. Ты вписываешь город.
Артист размещает у себя, давали инвайтинг по группам ВК, тогда это было популярно. Расклейка. Радио, СМИ, иногда телек. Молодежных артистов можно продать только через интернет.
Расклейка афиш наиболее популярна среди организаторов. Где-то есть официальные стенды, где-то работает как на фото – черновая расклейка от бабушек. Ее обычно очень быстро рвут дворники.
Глеб Самойлов не поет песни “Агаты Кристи”
Иногда в рекламе повторяли технологию “хиты короля и шута”, так наткнулись на «творческий вечер Глеба Самойлова». Тогда он принципиально не пел песни Агаты Кристи. Я понимал, что продать может только такая подача. В интернете писали о концерте очень аккуратно: «песни из репертуара Агаты Кристи». Песни там были, но малоизвестные. А вот аудиоролик для радио, я сделал агрессивный он начинался с песни «Я на тебе, как на войне».
А еще вот такие афиши расклеили по городу
Огреб конкретно: на концерте орали «спой Вертолет, Тайгу, на войне».
Все претензии разъяренных зрителей лично принимал на ресепшне, часть денег вернул.
Сам концерт
Всех встретить — вовремя! у вагона, с улыбочкой. Арендовать машину, заселить — люксы артисту и директору, оплатить питание в гостинице или в ресте.
Покормить обедом часто соглашаются рестораны, взамен фоточка на фоне вывески кафешки.
Дальше проводить до саундчека — первым едет звукач, проверяет с прокатчиками оборудования, солист едет под конец. Потом разгребаешь косяки саундчека.
В гримерке порезаны бутеры. На концерте — или концерт смотришь, или в гримерке с концертным директором пьешь.
Автографы в какой-то момент начинают давать директора или организаторы концертов.
После концерта нужно отбить тех, кто хочет фоткаться с артистом.
Отбиться от фанатов помогает охрана, взамен фоткается сама.
Хорошие свободные города – очень ограничены, а собирают артисты в разных городах по-разному. Хайповые договороспособные артисты — довольно редкое явление. Инфоповодами обычно радуют вроде “10 лет группе”. С топовыми рок-группами заработать ни разу не получилось. Едят много, оборудование стоит как крыло самолета. Большую команду надо возить и расселять.
Тот формат в котором работал я, по сути был иногда оплачиваемым, иногда дорогим хобби. Ты уходишь в загулы с артистами, путешествуешь по России.
Организатор берет на себя риски артиста. То есть шоу-бизнесом занимается продюсер, организатор, учитывая все факторы, играет в казино.
Плюс концерты обеспечивают большой оборот денег, которые по факту далеко не твои, и когда ты начинаешь их юзать как кредитные, в какой-то момент начинаются проблемы.
Выгорел
На деньги концертов открыл первый ночной клуб.
___________________________________
Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Может показаться, что «Упал, поднялся” – это веселые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.
Подписывайтесь на блог “Упал, поднялся – интервью про бизнес”.
Эти статьи я пишу для своего блога, а с командой мы делаем коммерческие блоги, например, блог МоегоСклада. Если вам нужен контент-маркетинг, например, на vc.ru или Хабр, напишите Рюмину.