Транснефть выглядела одной из лучших идей года: естественный монополист, бенефициар перекачки нефти в Китай и на Ближний Восток, при этом не сильно дорогой (по вменяемым мультипликаторам) и с форвардной двузначной дивидендной доходностью.
Но наше Правительство, находясь в поисках доступных и дешёвых денег, продолжает свой «налоговый крестовый доход» против прибыльных компаний.
❌Ранее в прицеле уже побывали Газпром, Алроса, Фосагро и ряд других компаний. Теперь, похоже, настал черёд Транснефти.
Для тех, кто не в курсе, поясню: Минфин рассматривает вариант повышения ставки на прибыль до 40% с 1 января 2024 года, а не до 25%, как для остальных компаний. Да, индивидуально для Трансухи.
Отмечу, что повышение налога уже затронуло российские компании (если вы читали мои последние обзоры, то почти везде я пишу, что в 3 квартале эмитенты вычли из прибыли будущие налоги), так что финансовые отчёты выходят относительно слабые.
Но в случае с Транснефтью индивидуальное повышение налогов выглядит как издевательство над минорами. Особенно после проведённого сплита и декларирования повышения доступности акций для розничных инвесторов.
📊Я напомню, что 100% обыкновенных акций Транснефти владеет государство, а на бирже обращаются только привилегированные (неголосующие) акции. Поэтому сплит, инициированный ключевым акционером (государством), и возможный рост налоговой нагрузки выглядят так цинично.
Конечно, это вряд ли два связанных между собой события, но спрашивается: а не проще было повысить норму доходности для разовой выплаты – тогда и овцы были бы целы, и волки сыты. И государство бы получило свои деньги, и акционеры остались бы довольны.
📉Одно дело – разовый налог (как для Газпрома или Алросы), к этому можно отнестись с пониманием. Другое дело – постоянное повышение налога. Мало того, что это обрушивает потенциальную инвестиционную привлекательность компании (дивиденды из-за нового налога сократятся на 25-30%), так и подрывает доверие к фондовому рынку в целом.
Ведь дурной пример заразителен – вслед за Транснефтью могут обложить повышенным налогом и других государственных гигантов, типа Сбера или Роснефти. Ну а потом можно и до частных компаний добраться…
Но как это сочетается с указанием Президента удвоить капитализацию фондового рынка к 2030 году, а также с инициативами по повышению инвестиционной привлекательности бизнеса? Непонятно.
Чтобы инвестировать в долгосрок или же вести бизнес, то нужны понятные «правила игры», которые будут незыблемы и под которые можно будет подстраиваться. А так получается, что в любой момент вводные данные могут измениться – и баста.
Я с большой любовью отношусь к Транснефти и являюсь её акционером. И в принципе, всегда говорил, что компания неплохая и оценена достаточно дёшево. Но если закон о повышении налога на прибыль персонально для Трансухи примут – придётся, видимо, выходить. Потому что «игра» здесь ведётся нечестно и не по правилам.
Но всё же я думаю, что разумный подход победит. В последнее время было много странных вбросов – от слухов объединения Роснефти, Лукойла и Газпромнефти в единый концерн до национализации Юнипро… Вполне возможно, что подобная инициатива тоже является вбросом… Или же просто «утечкой» непродуманного законопроекта, который в итоге не пройдёт голосование. Иначе это создаст очень нехороший прецедент, который похоронит под собой остатки доверия к государственным конторам.
А что вы думаете по поводу Транснефти и что будете делать, если повышенный налог на прибыль для компании всё же примут? Пишите в комментариях!
P.S. Друзья, я веду свой блог на разных площадках. Читайте где Вам удобно! Размещаю ссылки под постом:
Моя телега здесь
Дзен здесь
Инвестинг здесь
а фондовые инвесторы-спекулянты ещё и за риск…
Разумеется уже по цене 1050- 1100