Отмеченный «Ромиром» рост цен на пищевые продукты, напитки, моющие средства, предметы личной гигиены, лекарства, одежду и прочие товары фактически вдвое превышает официальные данные Росстата, заявившего об увеличении индекса потребительских цен (ИПЦ) на 9,81% с июля 2023-го и на 5,06% с начала текущего года.
При этом наблюдение за летящими вверх графиками дефлятора дает четкую картину, что стремительный рост цен на товары и услуги в стране продолжается уже 2,5 года.
Если в феврале 2022-го индекс-дефлятор был на уровне 137,2%, то за прошедшие 30 месяцев он взлетел на фантастические 94,8 процентного пункта.
При этом Росстат признает инфляцию за этот период равной лишь 25,06%. Разница в цифрах впечатляет!
Дефлятор FMCG РОМИР впрямую сравнивают с показателем инфляции. И вновь акцентируем внимание на том, что это совершенно разные показатели», — подчеркнули в пресс-службе.
По данным организации, дефлятор FMCG показывает динамику по росту трат покупателей на товары повседневного спроса, и они действительно увеличились за обозначенный период.
Как сообщил «НИ» экс-министр экономики России Андрей Нечаев, оценки «Ромира» традиционно в 2-2,5 раза превышают данные Росстата.
По мнению эксперта, причина столь сильной разницы кроется в том, что в структуру наблюдений этой организации входят несколько другие позиции — «в основном без товаров длительного пользования».
--------------------------------------------------------
В исследовании также отмечается, что в отличие от РОМИР, Росстат традиционно считает долю продуктов питания в корзине ИПЦ России на уровне 38%, что «является слишком низким показателем и приводит к занижению инфляции». Кроме того, Росстат наблюдает за ценами на товары, которые потребители действительно покупают, и вполне вероятно, что многие российские домохозяйства начали покупать более дешевые товары-заменители из-за санкций и бюджетных ограничений, и такой эффект замещения не будет отражен в ИПЦ, предполагают в SITE.
Кроме индекса ROMIR, авторы исследования предлагают взглянуть на инфляцию через призму ключевой ставки ЦБ РФ, при которой уровень инфляции соответствует реальной процентной ставке на среднем уровне, который был в 2020 году (реальная процентная ставка — это процентная ставка, скорректированная на инфляцию — FM).
«Примечательно, что этот показатель расходится с официальными данными по инфляции с осени 2023 года. По последним имеющимся данным, этот показатель составляет около 16% по сравнению с официальной инфляцией в 9%», — отмечается в докладе.
То, как рассчитываются изменения цен, также играет важную роль при расчете реального роста ВВП, продолжают авторы исследования. В своем докладе они представили четыре альтернативных показателя роста реального ВВП в 2023 году, ни один из которых не соответствовал официально объявленному росту в 3,6%. В качестве основы для альтернативных показателей авторы использовали различные экономические модели: одна связывала рост ВВП с колебаниями цен на нефть, другая опиралась на инфляционный индекс ROMIR, а третья анализировала динамику ВВП в долларовом эквиваленте. В этих альтернативных сценариях рост ВВП в принципе отсутствовал, диапазон падения составлял от -1,7% до — 10,8% (сильнее всего он упал в сценарии, где рост ВВП рассматривался с учетом его измерения в долларах США).
========================
БОНУС в компенсацию за длинный текст предлагаю послушать во время чтения длинный перкрасный альбом -