Специалисты Национального института материаловедения (Япония) разработали сплав из титана и никеля, обладающий прочностью стали и в то же время способный растягиваться словно резина при изменении условий окружающей среды.
В ходе своих экспериментов они провели деформацию сплава, удлинив его на 50%, затем нагрели до +300 градусов Цельсия, после чего растянули еще на 12%. В результате его образцы стали способны выдерживать давление в 18 тыс. раз выше атмосферного, оказавшись по прочности сопоставимыми со сталью, и гибче в 20 раз по сравнению с традиционно используемыми сплавами. Подобное поведение новый сплав демонстрировал в широком диапазоне температур от -80 до +80 градусов Цельсия.
Исследование японских ученых открывает большие перспективы для применения данного сплава: он может стать ключевым конструкционным материалом для самолета, меняющего свою форму. Его пока никому не удалось создать, поскольку существующие сплавы не могут обеспечить необходимый баланс прочности и гибкости, при котором такой самолет будет обладать высокой энергоэффективностью и летать с большой скоростью без рисков для его пассажиров. Тем самым расширится применение титана в авиации, по сути, ограниченное изготовлением ограниченной номенклатуры компонентов – дисков и лопаток компрессоров газотурбинных двигателей, деталей крепления и шасси, крепежа и др.
Кроме нее, инновационный сплав может быть использован в медицине, например, для изготовления искусственных мышц и протезов. Его коммерциализация приведет в долгосрочном плане к увеличению спроса на титан на глобальном рынке, благоприятно сказавшись на операционных и финансовых показателях ключевых производителей, включая и корпорацию ВСМПО-АВИСМА.