Минфин России по поручению председателя правительства М. Мишустина подготовил законопроект о внесении изменений в ст. 200 ч. 2 Налогового кодекса, согласно которым нефтяники смогут получить снижение налоговых выплат (инвестиционную надбавку к обратному акцизу на нефть) в период с 2031 по 2032 гг.
Об этом говорится в письме статс-секретаря — замглавы Минфина А. Сазанова в Минэнерго, Минэкономразвития и ФНС от 4 сентября 2024 г., с которым ознакомились Известия.
Льготы смогут получить те компании, которые в период с 2020 по 2026 гг. инвестируют в объекты нефтепереработки более 50 млрд руб.
Ранее такой механизм поддержки уже был введен до 1 января 2031 г., поэтому новая мера продлит действующие льготы еще на 2 года.
Также для получения господдержки компании должны будут обеспечивать отпуск бензина АИ-92 и дизеля по стоимости, не превышающей среднеоптовые на 10% и 20% соответственно.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что:
Ранее сообщалось, что поддержку в виде инвестнадбавки получают те нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), которые заключили с Минэнерго РФ инвестсоглашения о вводе новых технологических установок глубокой переработки нефти.
Напомним, что в 2020 г. в России был введен механизм инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефтяное сырье (Кинв) сроком на 10 лет, который получают НПЗ, заключившие соглашение с Минэнерго России о модернизации и строительстве новых мощностей по производству топлива.
Всего Минэнерго РФ подписало инвестсоглашения с 21 НПЗ для модернизации и вводе в работу 50 установок вторичной переработки нефти на сумму порядка 1 трлн руб.
Изначально инвестсоглашения предполагали:
Однако весной 2022 г. США и ЕС ввели санкции, которые ограничили российским компаниям доступ к западным технологиям нефтепереработки.
В связи с этим в 2022 г. предельные сроки по инвестициям и вводу основных средств были сдвинуты — с 2024 г. на 2025 г. и с 2027 г. на 2029 г. соответственно.
В апреле 2024 г. Роснефть попросила правительство РФ о ряде льгот для нефтеперерабатывающей отрасли, в т.ч.:
На совещании 8 июня 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак поручил Минфину и Минэнерго РФ подготовить изменения в Налоговый кодекс о продлении срока получения инвестнадбавки до 2033 г. и ее применении после начала 2027 г. при отсутствии введенных в эксплуатацию объектов основных средств, являющихся предметом инвестсоглашения.
По данным Минфина, из бюджета по инвестнадбавке в 2022 и 2023 гг. выплатили свыше 106 млрд и 150 млрд руб. соответственно.
Применение этого механизма для новых проектов невозможно, т.к. срок заключения соглашений был ограничен 1 октября 2021 г.
29 июля 2024 г. Ъ со ссылкой на источники сообщил, что Минфин РФ не поддерживает предоставление господдержки для новых крупных проектов модернизации НПЗ.
Эксперты отмечают:
Фактически это означало, что российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) оказались в тех же условиях, что и покупатели российской нефти за рубежом, а привлекательность поставок на внутренний рынок для НПЗ резко снизилась.
В период с 2018 г. на внутреннем топливном рынке в России прошла серия кризисов, первый из которых случился уже в 2019 г.
Для балансировки внутреннего рынка был введен демпфирующий механизм — налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние.
В 2024 г. налоговый маневр завершился с обнулением экспортных пошлин и ростом НДПИ, а демпфер стал единственным механизмом регулирования внутреннего топливного рынка (за исключением мер ручного регулирования, вроде запрета на экспорт).
Работает демпфер следующим образом:
По итогам 2023 г. выплаты нефтяным компаниям по демпферу составили 1,589 трлн руб., что на 26,8% ниже, чем в 2022 г.
За 4 месяца 2024 г. выплаты увеличились в 1,7 раза и составили 626,1 млрд руб.
neftegaz.ru/news/neftechim/856331-pravitelstvo-rf-gotovit-neftyanikam-novye-nalogovye-lgoty-na-bolee-chem-200-mlrd-rub/