Ситуацию с низкой популярностью ЦФА комментирует директор Инвестиционной компании «НФК-Сбережения» Евгений Наумов:
– Одна из возможных проблем, мешающих широкому продвижению ЦФА на российском рынке – очень серьезные ограничения, изначально наложенные на сам инструмент.
С точки зрения законодательства, по своей финансовой природе эти активы полностью копируют либо акцию, либо облигацию. При этом, у них есть очень серьезные ограничения на последующее обращение. В качестве примера можно привести ограничения на приобретение ЦФА неквалифицированными инвесторами, а также последующее вторичное обращение с использованием внешних депозитариев и сторонних площадок. Естественно возникает вопрос, зачем нужны электронные аналоги традиционных активов, если они дают меньше возможностей?
Вероятно, путь к росту популярности ЦФА лежит в возможности более гибкого использования – они должны принимать любые возможные формы финансовых инструментов в зависимости от потребностей эмитентов и инвесторов. Это может быть вексель, закладная, складское свидетельство, то есть неэмиссионные ценные бумаги. Но при этом, в зависимости от обстоятельств, такой актив может принимать форму сложного структурного продукта, далеко выходящего за традиционные понятия долговых и долевых инструментов (акций и облигаций).
Подводя итог можно сказать, что без серьезной модернизации базовых законодательных норм, лежащих в основе ЦФА, дальнейшее их распространение будет недостаточно быстрым, чтобы отвечать современным вызовам и реалиям экономики.