Нанимая маркет-мейкера, проект получает более узкие спреды и более высокую ликвидность, отображаемую на биржах (будь то на CEX или DEX), что вселяет в инвесторов уверенность в покупках токенов. Маркет-мейкеры также предоставляют дополнительные услуги, включая стратегии для получения заветного листинга на централизованных биржах.
CEX заботятся об удобстве своих клиентов и не будут с удовольствием листить токены с низкой ликвидностью, так как они подвержены чрезмерной волатильности. Биржи зарабатывают на комиссиях, и токен, поддерживаемый уважаемой маркет-мейкинговой компанией, вероятнее всего, будет генерировать больший объём и, соответственно, доход для биржи.
Протоколы могут выбирать между двумя моделями при найме маркет-мейкера:
Агентская модель предоставляет проекту больший контроль. Они могут диктовать ключевые показатели эффективности (KPI):
Эта модель наиболее привлекательна для протоколов, которые могут себе позволить предоставить двухсторонний инвентарь. Большинство проектов на стадии запуска не имеют достаточно USD.
Эти опционы позволяют маркет-мейкеру решить, вернуть ли займ в токенах или заменить их на заранее оговорённую сумму в USD (страйк-цену). Эти соглашения заключаются на долгий срок, например, на год или больше. За это время цена токена может значительно измениться.
Если цена токена взлетела, маркет-мейкер вернёт USD и получит прибыль от оставшихся токенов в инвентаре. Если проект провалится, маркет-мейкер просто вернёт занятые токены.
Как маркет-мейкеры получают прибыль?
Маркет-мейкинг не обязательно является прибыльной деятельностью на новых токенах, поэтому фирма будет стремиться получать основную часть прибыли от опциональности в рамках проприетарного соглашения или комиссий в рамках агентского соглашения.
Собственные ключевые показатели эффективности (KPI) должны быть сформулированы достаточно гибко, чтобы маркет-мейкер мог ограничить свою экспозицию к токенам, которые не оправдывают ожиданий. Если цены снижаются, фирма будет уменьшать размер своих заявок на покупку в USD и смещать их к более низким ценам, одновременно пытаясь как можно быстрее продать накопленный инвентарь любому желающему покупателю.
Крупный заём токенов позволяет маркет-мейкеру контролировать значительную долю циркулирующего предложения при запуске. Это обычно позволяет фирме как удовлетворить начальный спрос инвесторов, так и, как следствие, установить начальный потолок цены. Таким образом, маркет-мейкер может начать с «продажи на пике» заимствованных токенов.
Позже, когда инвесторы начнут продавать, фиксируя прибыль (или убытки), и цена снижается, маркет-мейкер может снова накапливать свой инвентарь токенов, не подвергаясь риску дальнейшего снижения цены токенов (так как он стремится приобрести лишь достаточное количество токенов для погашения займа). В некоторых случаях фирме придётся тратить USD для выполнения дополнительных ордеров на продажу от инвесторов, но они будут стараться управлять своим риском.
Если к моменту истечения срока соглашения фирма окажется без достаточного количества токенов для погашения займа, она реализует опцион на покупку токенов ниже рыночной цены, фиксируя прибыль. Таким образом, фирма не сталкивается с риском, если спрос инвесторов неожиданно окажется сильным, что приведёт к исчерпанию их запаса токенов.
Маркет-мейкеры мемкоинов
Существует рост вовлечённости маркет-мейкеров в мемкоины. Эти маркет-мейкеры продают возможность «рисования графика», получения листинга за счёт торговых объёмов и временного повышения оценки токена. Такие сделки могут быть довольно хищными и напоминать структуры вознаграждений хедж-фондов. Как уже упоминалось в агентской модели, маркет-мейкер может получать фиксированный гонорар, часть от всех проданных токенов, долю прибыли от маркет-мейкинга и требовать от команды предоставить инвентарь сразу. В этом случае маркет-мейкер фактически действует как хедж-фонд, который торгует на счетах клиентов, а не объединяет средства.
Почему это вызывает проблему? Во-первых, маркет-мейкер просто оказывает услугу. У него нет заинтересованности в долгосрочном успехе проекта. Заработать деньги как маркет-мейкер на рынке с малой капитализацией сложно. Скорее всего, их фиксированный гонорар — это их основной источник прибыли, и у них нет преимущества в управлении реальными рисками.
Резюме
Как трейдер, пользователь или основатель протокола, вам нужно знать о ситуациях, где хищные маркет-мейкеры создают ликвидность для выхода.
Если вы не знакомы с деривативами на альткоины, потребуется время и изучение, чтобы разобраться, какие уровни объёма, открытого интереса и базиса/фандинга являются «нормальными», а какие указывают на манипуляции.
Итак, вы заметили возможную манипуляцию с монетой. Что делать?
Действия:
Если у вас уже есть монета, которой манипулируют вверх, у вас есть возможность продать её по завышенной оценке. Если вы верите в монету и хотите держать её на долгий срок, существует даже безрисковый способ снизить вашу себестоимость:
Или вы можете полностью выйти из своей позиции и вернуться к желаемым активам постепенно, в течение нескольких недель или месяцев, когда оценки вернутся к более реалистичным уровням.
Покупка в ожидании пампа более рискованна — нужно хорошо знать монету и иметь веские причины полагать, что вы успели рано. Пампы обычно кратковременны, поэтому лучше зафиксировать прибыль как можно быстрее.